Мода на дерево или «современные дома для комфортной жизни»
Объединив традиции русского деревянного зодчества и высокие технологии, Андрей Лаптев, генеральный директор и совладелец компании Smart Wood, создал стабильный бизнес и начал строить красивые и комфортные деревянные дома по всему миру. История деревянного домостроения в России насчитывает не одно столетие. На Руси из древесины строили все — избы, церкви, царские палаты, крепости. Но в конце XIX века деревянное зодчество уступает каменному. Люди побогаче возводят каменные хоромы, те, кто победнее, продолжают рубить, пилить и тесать. И до сих пор хороший загородный коттедж скорее ассоциируется у нас с каменным строением. В России, по словам Андрея Лаптева, очень мало предложений по строительству деревянных домов премиум-класса. В отличие, например, от Канады или Америки, где построить роскошные деревянные дома предлагают многие компании. И это несмотря на отсутствие вековых традиций — Ассоциации деревянного домостроительства в Канаде менее 50 лет. Каждым новым своим проектом Smart Wood опровергают идею о том, что деревянное строение — это дом второстепенной важности, дача или дом для отдыха. И что деревянные дома могут и должны быть местом для постоянной жизни — стильным, качественным, удобным и даже роскошным. Руководитель нескольких строительных проектов — Лаптев уходит из найма и решает посвятить себя деревянному домостроению. Чтобы изучить индустрию изнутри, он нанимается плотником в бригаду к Дмитрию Стеняеву и Виталию Киму и приобретает не только опыт, но и единомышленников. В 2013 году Лаптев, Стеняев и Ким создают Smart Wood — компанию, которая «строит деревянные дома из кедра для первых лиц компаний и государств». Первые инвестиции Лаптева в проект мечты составили 600 000 рублей и были взяты из личных накоплений. А первые клиенты появились уже через пару месяцев после начала рекламной кампании в соцсетях. Сегодня Smart Wood — один из лидеров рынка в России с собственной архитектурной студией, производственной площадкой в Сергиевом Посаде, строительным отделом, отделом эксплуатации и заказчиками из разных уголков мира. Экономические кризисы, сильно сказывающиеся на продажах домов в низком и среднем ценовых категориях, премиальному сегменту, по словам Лаптева, идут только на пользу, это стабильный рынок. «Наши клиенты — люди с хорошим вкусом и высокими требованиями к качеству и эстетике. Они не станут отказываться от мечты построить по-настоящему хороший деревянный дом из-за падения курса рубля или проблем в экономике. Скорее наоборот, выберут кризисное время как выгодное для подобных инвестиций», — рассказывает Лаптев. Еще одна составляющая успеха, считает Андрей, в том, что Smart Wood — компания полного цикла, которая берет на себя все: разработку проекта, собственный склад качественного леса, изготовление сруба, строительные работы, интерьерный и ландшафтный дизайн, и даже сервисное обслуживание деревянных построек. «Сруб — это по сути полуфабрикат, его стоимость составляет примерно 20-30% от цены деревянного дома. Но людям нужен не сруб, а конечный результат — удобный деревянный дом с качественными инженерными коммуникациями, мебелью. В России деревянный дом ассоциируется с дачей, простотой, а никак не с продвинутыми инженерными технологиями, которые мы предлагаем. К примеру, в деревянном доме требуется поддерживать определенный уровень влажности. Мы внедряем увлажнители — это специальная система, встроенная в каркасы перегородок или перекрытий и через определенные промежутки времени распыляющая воду. Также, к примеру, мы разработали мобильное приложение, по которому можно отследить и проконтролировать работу всех систем дома. Мы можем строить деревянные дома где угодно. Другой российской компании, которая бы строила дома “под ключ” в любой точке мира, я не знаю», — говорит Лаптев. Построить роскошный дом из сибирского кедра, скажем, на острове в Средиземном море? Smart Wood доказал — возможно все, и построил «Агиос» — самый большой деревянный комплекс на Кипре, в горах неподалеку от Лимассола. Для этого компании пришлось заказать большое исследование Лесотехническому институту — надо было узнать, как поведет себя дерево в средиземноморском климате, не съедят ли его местные термиты. Затем сруб изготовили, полностью собрали на производственной площадке в Подмосковье, после чего разобрали, запечатали и перевезли на остров морем. На этом этапе материалы прошли досмотр местных фитосанитарных служб, которые в случае с доставкой на остров предъявляют к грузам достаточно жесткие требования. Сейчас у Smart Wood три удаленных проекта — жилой комплекс «Агиос» на Кипре, комплекс «Эмба» в Казахстане и большая база отдыха «Эрива» в Геленджике. Продукт, который производит компания, не массовый — в год Smart Wood прорабатывает не более 5-6 проектов, все они крупные, а их реализация требует серьезных профессиональных навыков. «Собрать дом за неделю» Smart Wood не обещает. Средний срок строительства — от одного до двух лет. Рентабельность бизнеса Smart Wood — 15-20%. На вопрос о том, не завышены ли у Smart Wood цены, отвечают, что, всегда отталкиваются от себестоимости продукта и услуги и прекрасно владеют ценами конкурентов. Если учесть качество работ и материалов, а также предоставляемый уровень сервиса, цена получается понятной и приемлемой — в среднем 150 тысяч рублей за квадратный метр. Сегодня в России строится примерно 60 подобных домов в год. Это совсем не много, и бизнесу есть куда расти. И учитывая то, как стремительно деревянные дома снова входят в моду, направление действительно перспективное. Автор: Наталья Сысоева Фотографии предоставлены компанией Smart Wood