Войти в почту

ОЭСР нам в помощь: Мишустин захотел прорубить новое окно в Европу

Новый премьер-министр России лелеет надежду на возрождение отношений с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей развитые западные страны. О поручении составить проект соответствующей дорожной карты со ссылкой на три осведомлённых источника сообщает агентство Bloomberg. В пресс-службе российского кабмина подтвердили рассмотрение возможности взаимодействия с ОЭСР. Речь, по информации издания, может идти о возобновлении попыток нашей страны примкнуть к этому влиятельному объединению. Дело в том, что в 2014 году Москва заявила о приостановке активности в вопросе вхождения в организацию. В настоящее время в ОЭСР насчитывается 36 государств. Кроме стран ЕС, членами являются США, Мексика, Канада, Израиль, Австралия, Новая Зеландия, Чили, Япония, Южная Корея. Из постсоветских стран в неё удалось вступить только Литве, Латвии и Эстонии. Надо сказать, что дорожная карта вступления РФ в Организацию была принята в далёком 2007 году, однако после «отхода» Крыма в 2014 году ОЭСР резко заморозила данный процесс без оговаривания каких-либо сроков. Правда в том же январе 2014 года приятель Мишустина генсек Организации Хосе Анхель Гурриа декларировал, что Россия сможет попасть в ОЭСР уже в 2015-м. Так случилось, что в годы санкционной изоляции нашей стране пришлось отдалиться от клуба развитых экономик и сблизиться с Поднебесной. В российском правительстве верят, что актуализация контактов с ОЭСР даст шанс развернуть движение вспять, и, как результат, улучшить деловой климат и послать заметный сигнал другим международным организациям. По мнению источников агентства Bloomberg, преимуществом при реализации благой цели воссоединения может стать то, что премьер РФ Михаил Мишустин имеет дружеские отношения с генсеком ОЭСР Анхелем Гурриа. Этот человек стал одним из первых западных чиновников, поздравивших главу российского правительства с его сенсационным назначением. Вступление в ОЭСР потребует от Российской Федерации взять на себя бремя обязательств по улучшению государственного и корпоративного управления, модернизации налоговой политики и радикальной борьбе с коррупцией. Сигналом об успехе в деле сближения мог бы стать статус РФ как ключевого партнёра ОЭСР, коими уже признаны Индия, Китай и Бразилия. Не всем понравится Шаги, нацеленные на сближение России с Западом через восстановление отношений с ОЭСР, выглядят вполне реальными на фоне наметившегося в последнее время «разворота» Европы в сторону РФ, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко. И разворот этот диктуется очевидным экономическим интересом, перевесом рационального подхода европейских стран над политическими амбициями (даже, в большей степени — экономическими амбициями США, выдающимися «под соусом» политической заботы о независимой Европе), отмечает эксперт. {{expert-quote-1850}} Author: Олег Чередниченко [ доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В.Плеханова ] При этом надо понимать, что ряд стран-участниц не придут в восторг от подобного разворота событий: США на фоне предвыборной борьбы и внутриполитических разногласий, бывшие советские республики, ныне представляющие северную Европу, — совместное членство в организации со страной, которую они позиционируют в качестве агрессора, явно не входит в их планы. При этом, по мнению аналитика, дружеские отношения Мишустина с главой ОЭСР вряд ли смогут оказывать кардинальное воздействие при принятии принципиальных решений в части взаимоотношений с Россией, поскольку подобного рода инициативы принимаются членами Организации в коллегиальном формате. Чередниченко замечает также, что вектор на сближение России с Западом вовсе не означает отдаление от Китая — диверсификация партнёров нормальный и вполне рациональный подход при формировании (или, как в данном случае, реформировании) торгово-экономических отношений. Шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв осторожнее в своих выводах. Речь вряд ли может вообще идти о вступлении России в ОЭСР, говорит он. И дело не в политике, а в том, что для этого российской экономики просто явно не хватает соответствующей «весовой категории», современной отраслевой структуры управления, уточняет эксперт. Дружеские связи это отлично, но ими экономического интереса не заменишь, даже если не вспоминать пока о теме санкций. {{expert-quote-1851}} Author: Пётр Пушкарёв [ трейдер и шеф-аналитик TeleTrade ] Зато статус ключевого партнёра, то есть своего рода наблюдателя в организации, вполне можно обсуждать, и это помогло бы шире делиться опытом, подтягивать к мировым стандартам налоговое законодательство, бизнес-климат, а значит в итоге могло бы помочь использовать интерес не правительств, а бизнес-среды к России — помогло бы привлечь инвестиции и влиться в крупные международные проекты, где какие-то из российских предприятий благодаря низкой стоимости труда могли бы стать частью производственных цепочек с продуктом, предназначенным и для внешнего рынка. Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко говорит, что речь скорее всего идёт о нескольких вещах — об увеличении внимания к работе в ОЭСР со стороны российских органов власти (не просто приезжать и быть на комитетах, но иметь там активную повестку, что сейчас наблюдается далеко не всегда), и, возможно, о повышении статуса участвующих: хочется, чтобы туда ездили чиновники уровня принятия решения, тогда и диалог с Организацией будет активнее. {{expert-quote-1852}} Author: Антонина Левашенко [ руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС ] Важность плана Мишустина в том, что ОЭСР включает в себя все страны, которые ввели санкции против России. Если РФ повышает интенсив работы в органах ОЭСР, ведёт активную проектную работу (как, например, сейчас Москва ведёт, включившись в проект ОЭСР по созданию новой международной системы оценки городов по достижению целей устойчивого развития), то это автоматически работает на повышение доверия к нашей стране. По её мнению, ОЭСР — это идеальная площадка для улучшения влияния России на принимаемые новые правила игры в мире, а значит, чем активнее наша позиция, тем менее мы изолированы и тем больше начинаем говорить с 36-ю развитыми странами на одном языке, но при этом имея возможности влиять на обновление стандартов. Левашенко добавляет, что в новом плане Мишустина на сближение с Западом нет цели отдаления от «заболевшего коронавирусом» Китая. Это вопрос ориентации на качественные стандарты развития экономики (через ответственное ведение бизнеса и инструменты оценки регулирующего воздействия, например) и площадка для диалога не только с 36-ю развитыми странами мира, но и пятью ключевыми партнёрами ОЭСР (Китай, ЮАР, Бразилия, Индонезия, Индия). Организация более 60 лет отличается выработкой стандартов регулирования и единого языка диалога для инвесторов, политиков с целью развития именно качества жизни в странах, — резюмировала эксперт.

ОЭСР нам в помощь: Мишустин захотел прорубить новое окно в Европу
© News.ru