4 главные тенденции в работе с информацией в агробизнесе в 2020 году

Джефф Брэдшоу, технический директор компании Proagrica, независимого поставщика программ для работы с данными для агробизнеса, полагает, что в нынешнем году главными для сельского хозяйства станут четыре тенденции в области обработки данных. 1. Рост производительности будет зависеть от работы сетевых структур Сельское хозяйство и, особенно, животноводство обычно воспринимаются как трудные сферы для внедрения прогрессивных технологий. Сегодня ситуация, похоже, меняется. Все большее число предприятий пользуются преимуществами мгновенного и прямого общения с клиентами и партнерами по цепочке поставок. Прямой контакт между партнерами повышает производительность за счет сокращения неэффективных действий. А те, кто полагается на традиционные методы, по сути, смиряются с потерями производительности и ошибками сотрудников или элементарным недосмотром. В отчете, опубликованном исследовательской и консалтинговой компанией Gartner, говорится, что при обработке информации в электронном виде стоимость обработки счетов снижается в среднем на 70% - 90%. Позже, анализ, проведенный ритейлерами Landmark и Elders, выявил экономию в размере 18 долларов США в пересчете за каждую транзакцию. Перспектива захватывающая - возможность иметь единую и полноценную оценку клиента. Объединяя финансы, операции в отношениях с клиентом и данные логистики, можно создать централизованный единый источник информации, дающий полное представление о практике деловых отношений с каждым клиентом. Результатом этого должно стать значительное повышение производительности во всей цепочке поставок. Одновременно будет серьезно снижена опасность ошибок. Появится возможность обоснованного предоставления ресурсов участкам, которые создают наибольшую добавленную стоимость. В итоге, включение в цифровую сеть будет иметь решающее значение для всего сельского хозяйства. 2. Получение обоснованных и значимых выводов Практические идеи - величайшие ценности для любого бизнеса. Аналитика данных не только дает ключевое представление о бизнесе, но и прокладывает четкий путь для принятия действенных и обоснованных решений. На практике любая информация делового характера имеет ограниченный период своей актуальности. Аналитика оперативно предоставит детальный профиль лучших или худших поставщиков, а также ранжирует сделки по их эффективности. Станет возможным не только видеть долю рынка, занимаемую конкретным бизнесом в режиме реального времени, но и иметь точное представление о том, почему стоимость этой доли равна именно указанной сумме. На более масштабном уровне возможно прогнозировать спрос или получать оповещения о скачках локального спроса на тот или иной вид продукции. Предлагаемые возможности позволят реально видеть подлинные преобразования в цепочке поставок в их динамике. Аналитика, в этом случае уже не просто сбор данных, она обеспечит реальное повышение производительности и эффективности, предоставляя предпринимателю новую степень контроля над собственным бизнесом. 3. Доступ к информации - не привилегия, а норма Отношения между фермерами и их поставщиками формируются, в основном, на основе доверия. Следует отметить, что в статистическом отчете за 2019 год выделяются некоторые области, в которых эти отношения могут быть существенно укреплены. В ходе опросов фермеры особо выделили несколько важных проблем. В частности, около 50% из них заявили, что цены на препараты, чаще всего, для них недоступны, 41% упомянули о том, что не уверены в результатах сравнения качества товаров. Почти 36% фермеров выразили сожаление в том, что не могут своевременно получить необходимые сведения о товарах. Аналитически обработанная информация может помочь обеспечить синхронизацию подобных данных в режиме реального времени, включая информацию о ценах и продуктах. Поэтому, розничные торговцы смогут обеспечивать доступность точной информации для всех фермеров. Это не только стимулирует рост продаж, но и укрепит доверия между деловыми партнерами. Возможность получать достоверную информацию в нужное время является ключевым фактором в укоренении цифровых коммуникационных технологий между розничными торговцами и производителями сельскохозяйственной продукции, обеспечивая обоюдную выгоду для обеих сторон. Для торговых сетей эта мера предложит расширенный сервис, который увеличит продажи и повысит лояльность покупателей. 4. Налаженное взаимодействие как приоритет Пожалуй, самый главный запрос от сельхозпроизводителей во всех регионах на функциональную совместимость - способность различных цифровых решений работать вместе и использовать одни и те же наборы данных. Большинство сельхозпроизводителей хотят выполнять свои повседневные действия, используя только одно устройство. В настоящее время фермерам обычно необходимо переключаться между несколькими приложениями или устройствами, совершая большой объем дополнительной работы. Это, конечно же, снижает производительность их труда и является большим неудобством. Интернет вещей в наши дни также набирает обороты, поскольку интеллектуальные устройства все чаще и чаще в состоянии обеспечивать такую совместимость. По данным исследовательского агентства Gartner, в 2020 году планируется использовать 20,5 миллиарда подключенных устройств по сравнению, например, с 6 миллиардами в 2016 году. Предприятия, использующие обмен информацией между своими операционными устройствами, имеют наилучшие возможности для размещения своего прибыльного предложения на рынке. Тем не менее, большинство фермеров, как выясняется, не стремятся к значительным изменениям в своих рабочих процессах. Вместо этого они хотят, чтобы уже существующие системы просто «работали бы лучше». Обычно, они под этим определением подразумевают быстрое предоставление рекомендаций в процессе заказа, который могли бы размещаться через цифровую платформу буквально за несколько секунд. Агробизнесы в цепочке поставок, видимо, должны пересмотреть свою роль и выяснить, возможно ли обеспечить такое взаимодействие с производителем. Что дальше? Часто говорят, что в 21-м веке новые методики обработки цифровых данных совершат революцию в сельском хозяйстве. По мнению некоторых экспертов, цифровизация будет производить такие же грандиозные изменения в отрасли, как первые сельскохозяйственные машины или химикаты в начале 20-го века. В России процесс внедрения новейших информационных технологий в сельское хозяйство идет довольно динамично, но все же со значительным отставанием от агробизнеса в Европе или США. С середины 2010-х годов крупные агрокомпании получили возможность инвестировать в новые технологии: на полях появились датчики почвы, погоды и состояния растений. Позже агрономы получили приложения, которые агрегировали широкий набор данных с полей. Согласно программе внедрения высоких технологий в сельское хозяйство Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) с 2019 года треть российских хозяйств должны начать использовать в своей работе интернет вещей и большие данные. Однако, на практике этот уровень вряд ли достигнут. Поскольку финансовые возможности средних и мелких сельхозпроизводителей в России не позволяют инвестировать в цифровизацию своих предприятий. Тем не менее, эксперты полагают, что сельское хозяйство находится на четвертом месте среди всех отраслей экономики по возможности применения обработки массивов данных. Потенциал развития этого направления в сельском хозяйстве выше, чем в строительстве, страховании и торговле. Насколько этот потенциал будет реализован, станет ясно уже в ближайшие годы. Пока можно отметить, что цифровизация агробизнеса в разных странах происходит неравномерно. (Автор: Владимир Францкевич. При подготовке статьи использована информация Precision agriculture).

4 главные тенденции в работе с информацией в агробизнесе в 2020 году
© АГРОXXI