Почему государственные тендеры иногда выигрывают халтурщики?
Ольга Антипова — старшая по дому одной из многоэтажек в Дзержинском районе. Год назад в здании сделали капитальный ремонт. Но жильцы остались недовольны: вентиляция в квартирах плохо работает, гидроизоляция фундамента имеет дефекты, асфальт на придомовой территории неровный. «На что потратили наши деньги? Кто должен это контролировать?» — возмущаются Ольга Антипова и ее соседи. Где орудуют бракоделы Вопрос о приемке работ по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту многоквартирных домов и другим госпрограммам поднял депутат Николай Мочалин. Он привел несколько примеров на своем округе, когда ремонт и благоустройство выполнялись некачественно. Так произошло на проспекте Дзержинского, 18: объект после капремонта не приняли, обязав подрядчика переделать халтуру. Такая же ситуация складывается, когда недобросовестные подрядчики берутся строить объекты по наказам избирателей, обустраивают парки и скверы по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». — В Дзержинском районе больше 10 детских и спортивных площадок построены с нарушениями, — продолжил Николай Мочалин. — Между тем в эти объекты вкладываются немалые бюджетные деньги. А в случае с капремонтом — еще и деньги жителей. По действующему сегодня законодательству, работы должны принимать собственники совместно с органами строительного надзора, а если речь идет о наказах избирателей, то еще и депутат. Однако, по словам Николая Мочалина, участие собственников часто бывает формальным — они даже не знают о том, что за что-то там проголосовали, а потом что-то проверили и приняли. Но даже если инициативные жильцы и осуществляют какие-то приемки, им необходима помощь профессионалов. — Не могут бабушки разбираться в строительных технологиях! Они посмотрели, оценили на глаз, сказали, мол, выглядит хорошо. А потом то крыша течет, то вентиляция не работает, — согласился с коллегой председатель комитета по строительству Евгений Покровский. «Подпиши, там все нормально» Депутат Олег Сметанин припомнил похожую ситуацию на своем округе. На улице Заводской выполнили работы по наказу избирателей. — Ко мне пришли с бумагами и сказали: «Подпиши». Я ответил: «Как я подпишу, если не видел, что сделано?» Мне говорят: «Да ладно, там все нормально». Я все-таки пошел смотреть. Оказалось, что все надо переделывать, — рассказал парламентарий. Отсутствие должного контроля развязывает руки недобросовестным подрядчикам. Это общая проблема и для городских, и для сельских территорий. Как очистить рынок от компаний с сомнительной репутацией, которые, напортачив в одном месте, загадочным образом выигрывают тендер в другом и продолжают гнать халтуру за народные деньги? Контроль усилили, но не везде он срабатывает Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Дмитрий Перязев сообщил, что с прошлого года контроль качества работ по благоустройству и капремонту возложен на управление технического надзора, которое для каждого случая обязано нанимать независимую контролирующую организацию. Важный нюанс: надзорная организация должна заниматься только контролем, она не выполняет ни проектные, ни строительные работы. Это делается для того, чтобы исключить круговую поруку, когда недобросовестные участники рынка сами гонят брак и сами себя «контролируют». Исполнительный директор Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области Евгений Ким добавил, что в нашем регионе подрядчик, желающий работать по госпрограммам, должен пройти предварительный отбор. И только после этого компания может участвовать в тендерах. — За последние шесть месяцев мы вытеснили с рынка 20 недобросовестных подрядных организаций, — поделился цифрами Евгений Ким. — Право работать с госзаказами у них пропадает на три года. К сожалению, эти жесткие правила не всегда распространяются на наказы избирателей. И зачастую депутат остается один на один с халтурщиками. Руководитель комиссии по наказам избирателей Дмитрий Козловский уверен, что этому нужно уделять больше внимания. Итоги дискуссии подвел Евгений Покровский: — Создать рабочую группу и проработать вопросы контроля за исполнением госпрограмм и наказов избирателей. Рассмотрим еще раз порядок приемки, распишем, кто за что отвечает. От депутатского корпуса в рабочую группу вошли Олег Сметанин и Ашот Рафаэлян. В ее деятельности также будут участвовать представители Фонда модернизации ЖКХ, профильных министерств и ведомств.