Электронные трудовые книжки постепенно станут массовыми – «делороссы» региона
Минтруд сообщил о старте пилотного проекта по переходу на электронные трудовые книжки. Рынок труда начал переходить на электронные трудовые книжки с 1 января 2020 года. Теперь все работодатели в России должны до 1 июля текущего года уведомить своих сотрудников об изменениях в законодательстве и необходимости выбора бумажной или электронной формы трудовой книжки. При этом окончательный выбор остается за работником, который должен будет принять решение о том, каким будет основной его трудовой документ – останется бумажным или превратится в цифровой. О том, какое воздействие это может оказать на сферу предпринимательства нашего региона, где реальный сектор экономики является одним из основных работодателей, ИА «DEITA.RU» решило побеседовать с председателем Приморского регионального отделения «Деловой России», общественным уполномоченным по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития (ТОР) и иных особых экономических зон Алексеем Тимченко. - Алексей Павлович, введение электронных трудовых книжек на ваш взгляд – это дань общему тренду «цифровизации», или это будет иметь практическое значение? - Конечно же, в этом есть практический смысл, поскольку есть устойчивый тренд на цифровизацию в масштабах всей государственной системы. Другой вопрос, что электронный документооборот должен облегчать жизнь всем и ускорять процессы администрирования. Есть такой современный анекдот, что электронные документы – это когда ты скачиваешь документ из Интернета, распечатываешь его, подписываешь, сканируешь и снова загружаешь в Интернет. Так вот – в этой шутке, как и во многих других – лишь доля шутки. Конечно, в жизни далеко не всегда все документы можно свести к электронной форме. Но тренд в этом направлении есть, и я уверен, что и трудовые книжки станут электронными, просто этот процесс будет происходить постепенно. Само это нововведение подготовлено в рамках национальной программы «Цифровая экономика». И главная цель – в электронной форме фиксировать данные о трудовой деятельности и стаже каждого сотрудника и в таком формате предоставлять ее для хранения в Пенсионный фонд. С точки зрения внутреннего содержания электронной трудовой книжки больших изменений нет – в ней будут данные о текущем и всех предыдущих местах работы, трудовом стаже и так далее. При этом предполагается, что работники смогут получать сведения в многофункциональных центрах или через портал Госуслуг. При этом если обнаружатся ошибки и несоответствия в сведениях к примеру о стаже, то работник письменно сделает заявление об этом работодателю, а уже тот внесет необходимые исправления или дополнения и направит их в Пенсионный фонд. До конца июня этого года работодатели обязаны проинформировать работников о возможности выбора нового формата трудовой книжки, и решение останется за работником. - Не вызовет ли нововведение неприятия? Ведь бумажный формат трудовой книжки как и любого другого документа всем привычен и понятен, а нематериальная электронная книжка – что-то новое? - Конечно, тут могут быть опасения, и они в целом небезосновательны. Известно, что из-за общего кризиса и неразберихи в 90-е сегодня некоторые люди, выходя на пенсию, столкнулись с проблемой – как доказать свой трудовой стаж? Многие компании и предприятий закрылись, были ликвидированы, а документы кадровые в архивные учреждения не сдали, либо по каким-то другим причинам их найти не представляется возможным. Но тут хоть есть трудовые книжки с записями, а если и их не будет? Поэтому опасения понятны – конечно же надежнее иметь трудовую на бумаге. С другой стороны, постепенно документооборот становится электронным, ну к примеру, перешли же мы все на электронные, безналичные деньги, даже банковские вклады сегодня нередко – просто счет в банке, по которому клиент если хочет, то получает выписку, и никакой сберегательной книжки. Вот и тут будет то же самое, мне так кажется, доверие к системе будет, но оно станет формироваться постепенно. Кстати, согласно открытым данным, один из кадровых порталов провел онлайн-опрос, в ходе которого установил, что около 35% респондентов не одобряют переход на электронные трудовые. Основной аргумент – опасение, что будут ошибки, утери данных, при этом эти респонденты – в основном люди старше 45 лет. Молодежь же в основной массе напротив – более лояльна к этому нововведению – около половины респондентов до 25 лет высказались «за». При этом около четверти всех опрошенных стабильного предпочтения не имеют, то есть им все равно. Поэтому в целом, как мне кажется, неприятие системы пока связано, видимо, с определенными социальными стереотипами. - В трудовых отношениях всегда две стороны – работник и работодатель. Какие выгоды «безбумажные» трудовые книжки несут для предприятий и компаний? - Ну, для работодателя тут плюсы очевидны – существенная экономия своих внутренних ресурсов в вопросах оформления данных и их передачи и хранения. В случае реструктуризации или ликвидации компании, соответственно, передать данные в Пенсионный фонд или архивное учреждение должно быть тоже намного проще. Но для этого, естественно, в таких государственных учреждениях должна быть создана соответствующая инфраструктура. Кстати, в 2018 года э качестве пилотного проекта работа с электронным форматом трудовых книжек идет в ряде крупных компаний – госкорпораций, ряда банков, крупных производственных холдингов. Судя по открытым данным, серьезных проблем там не было. Вообще, конечно же, такая система будет наиболее выгодна крупным компаниям, где эффект оптимизации будет наиболее существенным из-за масштабируемости. - А какие плюсы-минусы для работников? - Для работника тоже есть плюсы и минусы. Ну, минусы мы уже по сути обозначили. Плюс – это упрощение порядка внесения изменений в данные – ведь нередко сегодня ошибки и неточности в записях в трудовой приходится исправлять вплоть до обязывания через суд, а в документе исчерканы страницы и нагромождены записи – правильные и неправильные. Плюс сама книжка – у многих работников, которые вынуждены часто менять места работы, трудовая книжка «распухает» - к ней появляются вкладыши, и так далее, поэтому переход в электронный формат в таких случаях тоже будет плюсом. Что же касается опасений за содержание, то думаю, что как минимум один совет можно дать уже сегодня – периодически брать и заверять у работодателя выписку из электронной книжки, что поможет зафиксировать ее состояние для работника и в его интересах. - Как Вы считаете, насколько интересен этот формат для предпринимателей? - Думаю, что сначала более активно пойдет в этом формате государственный сектор и те коммерческие компании, которые достаточно крупные. Но постепенно это, конечно же, затронет всех. Думаю, что значение будет иметь и специфика конкретного бизнеса. – к примеру, компании, в которых часто меняется персонал либо много временных работников по совместительству, будут более заинтересованы в том, чтобы работать с электронными трудовыми книжками, поскольку это существенно упростит им всю кадровую работу. В нашем регионе это логистика и склады, ритейл, агросектор, сфера услуг. В рамках Приморского регионального отделения «Деловой России» есть профильное подразделение – Комитет по регулированию рынка труда и миграционной политики, профессиональному образованию и подготовке кадров, мы с коллегами будем следить за ситуацией в регионе и при необходимости выработаем рекомендации для бизнеса и органов власти для того, чтобы новая система работала эффективно в интересах как работников, так и работодателей. Уверен, что практика в этом вопросе скоро появится.