Войти в почту

Коронакризис. Южноуральский бизнес готовится к трудным временам

Временный выигрыш Частную медицину называют той сферой, которая в первую очередь будет пользоваться спросом среди населения, и ее меньше всех коснется падение уровня потребления. Так, спрос на медоборудование в Челябинской области сегодня во много раз превышает предложение. «Нам даже разговаривать некогда. По 500 заявок в день от физлиц, по 500 от юрлиц. Но продавать уже нечего, все скупили. Российские заводы не справляются с объемами заказов», – рассказали в компании «ДиаМед», специализирующееся на продаже медтехники. Еще из очевидных сфер, которые выигрывают – доставка продуктов. Популярность сервисов так возросла, что клиентов предупреждают о том, что сроки доставки затягиваются. Из-за коронавируса и резкого роста курса доллара многие челябинцы также пересматривают свои планы на отдых. Уже сейчас звучат прогнозы о том, что летом местные курорты будут переполнены благодаря желающим отдохнуть, не покидая регион. Однако, как отметил директор курорта «Карагайский бор» и санатория «Сосновая горка» Андрей Старков, существенного увеличения спроса на местные курорты еще не зафиксировано. «Пока многие находятся в состоянии шока и не принимали решение о том, отдыхать ли на местных курортах или дома», – пояснил Старков. Андрей Старков допускает, что туристический поток на местные курорты вырастет, но при этом добавляет, что все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с экономикой и коронавирусной инфекцией. В прошлое падение курса рубля турпоток увеличился на 7-10 %, взрывного роста не было. Повышение спроса на продукты зафиксировали в торговых сетях. Несколько дней назад люди начали скупать крупы, тушенку, макароны, туалетную бумагу и антисептики. Как подтвердили в ООО «Родник», поток посетителей на прошлой неделе в торговых комплексах увеличился на 5-7 %. Впрочем, этот рост компенсируется дальнейшим падением покупательной способности россиян из-за падения курса рубля. «Поток покупателей действительно увеличился. Рост выручки в рознице у нас составил на уровне 20-25 %. Другой вопрос, что люди сейчас экстренно закупятся, а потом будут дома сидеть. И что будет через месяц-два, когда они посидят дома и будет непонятно, что с зарплатой – тоже большой вопрос», – говорит сопредседатель регионального отделения «Деловой России» Николай Малетин. Проиграют все Эксперты прогнозируют, что пострадает не только сфера услуг: кафе и рестораны, фитнес-клубы, кинотеатры, детские центры и пр. В условиях сокращения доходов у населения следующей после сферы услуг будет сфера торговли, говорит Николай Малетин. «Надо смотреть по отраслям, на которые в первую очередь повлиял коронавирус. По одному из направлений бизнеса мы работаем с ресторанами: у них посещаемость упала до 40-50 %. И это еще не вечер – ситуация будет меняться в худшую сторону в течение недели-двух». По другим сферам тоже не все гладко. Малетин приводит в пример металлургию – поставщики подняли цены на 10 %. «Все виды бизнеса, где бывают массовые скопления людей, однозначно от коронавируса пострадают. Компании с большим количеством сотрудников уже не ждут отмашки и частично своих людей отправляют на изоляцию. По моему личному мнению, вирус не так опасен, но в любом случае, вспышка коронавируса в компании может условно эту компанию погубить. Остановка работы любого бизнеса на две-три недели смерти подобно», – отметил владелец Группы компаний «Компаньон» Арсен Унанян. В долгосрочной перспективе прогноз по всем сферам негативный. Николай Малетин малому бизнесу советует сокращать расходы и переходить в смежные сферы, где есть спрос. «Если мы понимаем, что дальше население будет нищать, значит, обувь будем покупать меньше и больше пользоваться ремонтом. Соответственно, сервисные услуги в части ремонтов и восстановительных работ будет больше пользоваться спросом, чем покупка новых товаров». Как отмечает Арсен Унанян, арендодатели из-за сложившейся ситуации могут пересмотреть условия для бизнеса в ближайшее время. «Я полагаю, часть арендодателей пойдет навстречу, чтобы пересмотреть условия аренды. Хотя объекты бывают разные и не все могут на это пойти. Все зависит от формата бизнеса. И если это обоснованная просьба, то ее удовлетворят. Конечно, речь идет не о том, чтобы вообще не платить, а о том, чтобы снизить на какое-то время ставку – это адекватная возможность проявить лояльность к своему арендатору». В кризисных условиях правительство Челябинской области разрабатывает меры поддержки для южноуральских предпринимателей. В пятницу минэкономразвития проводило совещания по дополнительным мерам защиты экономики от влияния коронавируса и волатильности на финансовых рынках. «В оперативном порядке минэкономразвития области собрало предложения со всех деловых объединений, а также запросило позицию уполномоченного по правам предпринимателей региона. В настоящее время ведется проработка конкретных мер», – отметили в пресс-службе минэконома. «Поддержка малому и среднему бизнесу сейчас архиважна, потому что правительство принимает меры по нераспространению коронавируса, а бизнес при этом должен содержать людей в оплачиваемых или неоплачиваемых отпусках», – подтверждает Андрей Старков. Например, кинотеатрам, которым рекомендовали закрыться, нужно платить налоги, аренду, зарплату и, возможно, кредиты. «Многие держались на оборотах, а оборот у тех же кинотеатров будет равен нулю», – констатирует Старков. Как только меры поддержки будут утверждены, их доведут до общественности, отметили в пресс-службе минэкономразвития. Добавим, что бизнес-омбудсмен Александр Гончаров направил губернатору и правительству Челябинской области свои предложения по поддержке бизнеса. Среди них скидка на налоги, льготные условия на аренду областного имущества и другие меры. Региональное отделение «Опоры России» также попросило выдачу гарантий правительства области для получения кредитов, беспроцентные кредиты на пополнение оборотных средств, отсрочку штрафов, «каникулы» на оплату коммунальных услуг. Фото: ФедералПресс/Полина Зиновьева

Коронакризис. Южноуральский бизнес готовится к трудным временам
© РИА "ФедералПресс"