Борьба за цифры - Реальную пользу от госинвестиций получают только подрядчики

Нацпроект по цифровизации даже чиновники не стесняются называть самым провальным. Хвастаться тут и правда нечем. Создаётся впечатление, что ответственные лица судорожно тратят государственные деньги накануне дня, когда нужно отчитываться о работе. И делают это под постоянным давлением «сверху», а не потому, что знают, как и где нужно внедрять цифровые технологии. В итоге уже выделенные деньги остаются неосвоенными. В конце ноября прошлого года в Минкомсвязи отрапортовали, что годовой бюджет нацпроекта исполнен всего на 25%, к концу года показатель удалось дотянуть до 54%. Если учесть, что на 2019 год «Цифровой экономике» было выделено 108 млрд рублей, то неосвоенными остались 57,9 миллиарда. Среди достижений в профильном министерстве выделили разве что подключение к интернету социально значимых объектов. Оказалось, что втрое повысились темпы подключения к интернету больниц и школ. Причём в отчётах фигурируют здания, а не конкретные рабочие или учебные места. Кроме того, в рамках нацпроекта продолжили развивать портал госуслуг. Достижение тоже весьма сомнительное, если учитывать, что перевод госуслуг на электронные рельсы продолжается уже не первый год. При этом по большому счёту портал работает в режиме записи на приём к живому чиновнику, особенно в регионах. Нужно тратить больше Между тем официальные цели нацпроекта «Цифровая экономика» звучат весьма амбициозно. В частности, планируется сделать интернет доступным для всех и каждого, покрыть связью 5G все крупные города, обеспечить защиту информации граждан, бизнеса и государства. Кроме того, целью нацпроекта также провозглашается повышение эффективности основных отраслей экономики за счёт внедрения новых технологий. Впрочем, предполагали ли авторы нацпроетка достигать именно этих целей, ещё большой вопрос. Парадоксально, но факт: на официальном сайте и в паспорте нацпроекта указаны разные цели. Рискнём предположить, что те, которые записаны в паспорте, чиновникам окажутся куда более важными. Итак, цель номер один: «увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников». Вероятно, некоторые чиновники понимают этот тезис как необходимость тратить всё больше и больше. Ведь бюджет «Цифровой экономики» до 2024 года составляет 1,8 трлн рублей, а темпы освоения средств пока низкие. На самом деле под такой затейливой формулировкой скрывается тезис о том, что следует увеличить долю расходов на цифровизацию от ВВП. Проще говоря, предприятия должны всё больше и больше вкладывать в цифровые технологии. К примеру, в США и Китае «цифровая экономика» составляет около 5% ВВП, в России этот показатель приближается к 4%, но в абсолютных цифрах мы всё ещё очень далеки от лидеров. По мнению экспертов, руководители большинства промышленных предприятий сегодня даже не помышляют ни о какой цифровизации, более того, многим из них она очевидно невыгодна. – Посмотрите, 80% российской промышленности не мыслит своей работы без дотаций, а 60% предприятий среди них вообще получают прямые адресные вливания. Зачем им цифровые технологии? – говорит зампред комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов. Слова эксперта подтверждает статистика: примерно 36% от внутренних затрат российской экономики на цифровизацию приходится на домохозяйства. Попросту говоря, это расходы граждан на связь и доступ к интернету. 40% расходов дают предприниматели. Остальное приходится на государственные структуры и образовательные учреждения… К интернету по тропинке Сделать интернет доступным для каждого жителя нашей страны тоже не очень получилось. По подсчётам Telecom Daily, проникновение проводного интернета по российским домохозяйствам сегодня составляет всего 60%. При этом прирост количества пользователей интернета в первом квартале 2019 года составил ничтожные 2,8%. В конце прошлого года активисты ОНФ провели мониторинг доступности интернета в сёлах. Оказалось, что пока ещё рано даже говорить о том, чтобы во всех населённых пунктах была хотя бы одна точка доступа в Сеть. – В посёлке Заозерный Сортавальского района мы увидели, что точка доступа находится на территории неблагоустроенного земельного участка, к столбу ведёт тропинка, по которой в межсезонье очень трудно проходить из-за слякоти и грязи, – рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ, координатор проекта «Село. Территория развития» в Карелии Владимир Кванин. К сожалению, подобных примеров много. По результатам мониторинга ОНФ оказалось, что 21,6% сельских жителей даже не знают о точках доступа в интернет в своих сёлах, а ещё 20% отмечают их неудобное расположение. «Цифровое неравенство – одна из причин оттока сельского населения в города. Национальная программа по его устранению выполняется, успехи есть, однако этот процесс идёт неравномерно», – констатирует координатор проекта ОНФ «Село. Территория развития» Юлия Оглоблина. Город без ума Ни шатко ни валко идёт и реализация проекта «Умный город». Он предполагает внедрение цифровых интеллектуальных систем во все сферы городской жизни – от транспорта до ЖКХ. Этим направлением занимается Минстрой. Ведомство успело утвердить стандарты «Умного города» только к весне прошлого года, хотя реальная работа на местах началась ещё несколько лет назад. Видимо, не случайно этот проект уже оброс скандальными историями: то закупили камеры для наблюдения низкого разрешения, то программы распознавания автомобильных номеров оказались недостаточно интеллектуальными. На днях в Оренбурге произошёл скандал, связанный с новыми «умными остановками». Новенькие конструкции вдруг стали покрываться ржавчиной. Это при том, что в прошлом году местная общественность возмущалась их слишком высокой стоимостью: 1,5-2 млн рублей. В общем-то простые конструкции, остановочные павильоны с Wi-Fi и электронным табло, являются флагманами цифровизации для самых богатых российских городов. Власти Санкт-Петербурга за четыре года смогли осилить установку 82 таких павильонов, в городе же 6 тыс. остановок. Со времени утверждения стандартов «Умного города» заявки на включение в пилотный проект подал лишь 41 город, а отобрали в итоге всего семь из них. Ищи себя в даркнете В подвешенном состоянии пока находятся две амбициозные идеи: внедрение сетей 5G и создание цифрового профиля гражданина. О проволочках по первому направлению жалеют многие. Быстрая связь нужна и бизнесу, и простым гражданам (например, для управления беспилотными автомобилями). А вот насчёт цифрового профиля гражданина мнения расходятся. Эта затея предусматривает, что различные госструктуры, а также банки смогут быстро идентифицировать человека. Например, по фотографии узнавать не только паспортные данные, но и сведения об имуществе, кредитную историю, семейное положение, а возможно, и маршруты передвижения. Минкомсвязи уже приступило к работе над профилем, а подрядчиком стал «Ростелеком». Правда, бюджет проекта в прошлом году сократили с первоначальных 3,1 млрд до 235 млн рублей. Самые большие претензии к цифровому профилю касаются безопасности. Персональные данные граждан, украденные из госструктур и банков, уже активно продаются на чёрном рынке. За полгода специалисты по безопасности Центробанка насчитали 13 тыс. объявлений о продаже и покупке баз персональных данных. «Цифровой профиль человека уже давно в Сети, половина населения России уже находится там, а может быть, и больше», – говорит директор по безопасности «СёрчИнформ» Георгий Минасян. Стоит ли облегчать работу мошенникам, если государство не научилось использовать цифровизацию на благо гражданам?

Борьба за цифры - Реальную пользу от госинвестиций получают только подрядчики
© Версия