Как пандемия отражается на подборе персонала
Компания Adecco Russia, как и большинство российских и мировых компаний, уже сталкивается с ситуацией непосредственного влияния коронавируса на бизнес. Ситуация, которую мы наблюдаем в текущее время, беспрецедентная: в новейшей российской истории ничего подобного еще не происходило. И, пожалуй, основная сложность для функционирования бизнеса в текущий момент состоит в том, что никаких прогнозов, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, дать никто не может. А это ведет к тому, что бизнесу приходится сиюминутно гибко подстраиваться под стремительно меняющуюся действительность. Художник: Юрий Аратовский Кроме этого, одна из главных особенностей текущей ситуации состоит в том, что изменения проникли во все бизнесы без исключений и затронули практически каждого работника, поэтому компании вынуждены стремительно и очень гибко перестраивать работу всех своих стандартных внешних и внутренних бизнес-процессов, создавать по сути с нуля новую инфраструктуру работы в распределенной компании без централизованного офиса. Очевидно, что сейчас мы переживаем период колоссальных перемен, в которых рынки претерпевают существенные изменения. Какие изменения на рынке труда мы наблюдаем сегодня? Компания Adecco Russia провела опрос среди своих клиентов, кандидатов и сотрудников на тему, как же сегодня себя чувствует рынок труда. Вот какие результаты мы получили. 7 из 10 компаний-работодателей уже отменили личные собеседования с кандидатами, заменив их на собеседования по «Скайпу». Изменения коснулись также финальных собеседований, на которых решается вопрос выхода кандидата в компанию. С подобной ситуацией мы и наши клиенты сталкиваемся впервые: очное собеседование в офисе работодателя ранее было основой основ, одним из обязательных элементов при найме будущего сотрудника. 8 из 10 кандидатов также спрашивают о возможности проведения удаленных интервью как в рекрутинговом агентстве, так и в офисе будущего работодателя. Есть единичные случаи, когда кандидаты отказываются приезжать на очные интервью (если они обязательны и не могут быть заменены интервью по «Скайпу») или замораживают поиск работы минимум на 1–2 месяца, понимая, что поиск сопряжен с активными поездками и собеседованиями. Около 50% наших клиентов уже перевели сотрудников на удаленную работу, в некоторых отраслях цифра приближается к 100%. Как правило, это западные компании, чьи офисы в Европе уже несколько недель работают удаленно. В первую очередь на удаленную работу переводят сотрудников компании, а также функции, где нет жесткой привязки к рабочему месту в офисе. Те же компании, где невозможно технически ввести удаленную работу, вводят иные меры, например графики дежурств, посменную работу, таким образом стараясь снизить риски для своих сотрудников. Отдельно отметим, что сотрудники, перешедшие работать удаленно, пока сохраняют свою зарплату в полном объеме. На должностях, где удаленное исполнение своих трудовых функций невозможно, работодатели предлагают сотрудникам разные опции — это и 100% оплата труда (вне зависимости от того, по какому графику работает человек), и оплачиваемый отпуск в счет ежегодного, а также, в случае невозможности принять другое решение, отпуск за свой счет. Безусловно, в апреле стоит ждать новых решений от компаний. Хорошая новость. Пул вакансий, а значит, объем рынка труда, пока остается на прежнем уровне, снижения не наблюдается, однако если ситуация будет усугубляться, можно прогнозировать снижение вакансий по ряду отраслей, в первую очередь HoReCa (из-за закрытия кафе, ресторанов) и туристической отрасли (из-за закрытия границ, отелей, и целых курортов). Подводя итоги, еще раз заметим, что на данный момент очень сложно предсказать, что будет происходить на рынке труда даже в ближайшее время. Очевидно, что отпуска или больничные, в которые вынужденно уходят сотрудники, не могут длиться вечно. Не все компании технически и морально готовы к переводу своих сотрудников на длительную удаленную работу. Поэтому, вполне вероятно, нам стоит ждать изменения форматов взаимодействия компаний и сотрудников. Несомненно, многие рынки и компании ждут очень непростые времена, к которым нам всем нужно максимально подготовиться, причем как в России, так и во всем мире. Автор: Надежда Ляховская, руководитель отдела PR рекрутинговой компании Adecco Russia