Слухи в компании: контролировать и использовать
Почему возникают слухи? Как правило, они восполняют недосказанность. Благодатной почвой для распространения слухов в компании является нехватка информации по тем или иным внутриорганизационным вопросам. Например, о возможных изменениях в структуре или эффективности работы предприятия. О том, как работать с тем, что передается по «сарафанному радио», рассказывает Оксана Свешникова, эксперт по корпоративной культуре и коммуникациям. Давайте сразу для себя отметим, что слухи и сплетни — понятия разные. Если слухи — это феномен, восполняющий недостаток сведений, то сплетни удовлетворяют исключительно потребность позлословить. И сегодня мы поговорим только о слухах. Понимание механизмов их появления и распространения — важное условие управления этой информационной стихией. А умение ими управлять позволяет перенести их из разряда потенциальной опасности в категорию полезных инструментов. И сейчас, когда компании полностью или частично перешли на дистанционную работу, а перспективы могут выглядеть совсем не радужно, контролировать слухи просто необходимо. Слухи могут не только морально ослабить коллектив, но и экономически разрушить организацию. Особенно если они выйдут за пределы компании и отпугнут партнеров и клиентов. Например, самый простой и частый слух во вполне стабильной организации — «всех уволят». Что он может потянуть за собой? Подавленное настроение сотрудников, демотивацию, поиск новой работы, сниженную результативность труда и серьезный спад позиций на рынке. В то же время массу вопросов, связанных с управлением персоналом, можно решить как раз при помощи слуха, используя его как инструмент воздействия на коллектив. Итак, положительные свойства слухов: Рассмотрим более подробно основные моменты работы с этим инструментом. 1. Главное преимущество слухов по сравнению с официальными сообщениями — это скорость, с которой они распространяются. Но надо учитывать одну важную деталь: распространение слухов основано на доверии к тому, кто информацию преподносит. Приведу пример. Представьте, что авторитетный коллега сообщает, что в компании наказали сотрудника за мелкое воровство. Поверите ему? Воздержитесь от того, чтобы прихватить с собой какую-нибудь «полезную в хозяйстве» вещь? Или другой вариант: выходят официальные инструкции против краж. Но все говорят, что эти инструкции только формальность и «как воровали, так воровать и будем». На что обычно ориентируется большинство? На авторитетное мнение коллег, а не на формальные предписания. Вряд ли это можно исправить, это заложено в человеческой природе и, видимо, в менталитете. 2. Слухи можно создавать для решения своих задач. Делается это по разным причинам — для поддержания репутации руководства, для распространения какой-то информации, даже для пиара. Например: «Слышал, наш генеральный так хорошо вчера выступил на собрании в министерстве, что даже сам министр его похвалил». Чем не слух? И при том положительный, репутационный. 3. «Случайная» утечка информации помогает прощупать настроение коллектива перед готовящимися изменениями. Формально при этом компания никаких обязательств не несет. Однако не следует забывать, что есть и некоторые риски. К примеру, вы хотели немного простимулировать сотрудников на выполнение годового плана, пустив слух о готовящихся изменениях и реформах, направленных на ужесточение условий. Например, премирования. А сотрудники испугались ухудшения условий труда, запаниковали и уволились. 4. Один из самых эффективных способов профилактики вредных слухов – быть ближе к народу. К тому же это еще и получение быстрой обратной связи. Однако следует учитывать, что здесь важна открытость руководства при общении с сотрудниками. Нужно стараться отвечать максимально честно на вопросы и делать это желательно регулярно. Например, в одной из компаний я организовывала встречу генерального директора с коллективом, где с помощью специальной программы на большом экране в режиме реального времени сотрудники писали вопросы через свои мобильные устройства. Тут же генеральный директор на них отвечал. Качество таких встреч заменит все необоснованные и неподтвержденные фактами слухи. 5. Легче предвидеть негативные последствия слухов и бороться с ними. Гораздо эффективнее будет просто прислушиваться к тому, о чем волнуются ваши коллеги, и заранее считывать информацию. Например, в курилке. Чем потом разрабатывать и принимать антикризисные меры борьбы с разрушающей информацией. Самая элементарная профилактическая мера — своевременное информирование сотрудников. Оно должно быть в исчерпывающем объеме и по вопросам, вызывающим наиболее сильный интерес. Важно, чтобы информация из уст компетентных органов попадала в головы людей раньше, чем распространяемые кем-то слухи. Слух — это любая информация, проходящая в организации по неформальным каналам. Людям свойственно общаться. И вряд ли от слухов можно абстрагироваться или совсем убрать их из своей организации. Однако грамотное управление данным инструментом может принести пользу компанией. Фото Pixabay