​Гражданской авиации пора делать вентиляцию*

Заседание коллегии Росавиации 17 марта прошло в усеченном составе. Встреча состоялась в режиме видеоконференции. Всего заявилось около 120 человек, но накануне вышло распоряжение московских властей — больше 50 в одном помещении не собираться. По итогам заседания, на котором пока не удалось выработать консолидированный план действий отрасли в условиях вызванного эпидемией небывалого кризиса, возникло такое чувство, что в 2021-й год тоже попадут далеко не все нынешние игроки авиарынка. Первый заместитель Министра транспорта — руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько выступил с докладом об итогах работы Росавиации за 2019 год, основных задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу. В 2019 году основные производственные показатели и авиаперевозки росли. На фоне этого роста приоритетной задачей Росавиации было обеспечение авиационной безопасности. Приоритетное внимание также уделялось перспективной отечественной авиационной технике. Отмечена широкая география Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) — это аэропорты Сибири, Дальнего Востока, Севера, Урала, Северного Кавказа. Ключевым результатом реализации проекта в 2019 году стал запуск нового аэропорта в Саратове. Продолжалась модернизация объектов ЕС ОрВД. Завершены работы по созданию Новосибирского укрупненного центра ЕС ОрВД. Реализация мероприятий КПМИ будет продолжена в 2020 году. В то же время, на фоне распространения коронавируса возникают риски банкротств авиаперевозчиков, заявил Александр Нерадько. Причиной этого стали падающие доходы авиакомпаний из-за закрытия международных маршрутов одновременно с растущими расходами из-за ослабления курса руб­ля. Отвечая на вопрос о том, какие авиакомпании получат государственную помощь и в каких объемах, руководитель Росавиации отметил, что для начала надо определить объемы ущерба, а сделать это условиях, когда новые ограничения полетов появляются каждый день, просто невозможно. «На данный момент есть прогноз потерь российских авиаперевозчиков в 100 миллиардов руб­лей. Но где гарантия, что эта цифра завтра не вырастет на 50 или на 100 миллиардов? — задал он риторический вопрос. — Если учесть, что Всемирная организация здравоохранения уже прогнозирует два года пандемии, то многие перевозчики этот период просто не переживут». «Разовые компенсации авиакомпании не спасут. Нужен комплекс государственных мер и консолидация участников рынка» Действительно, за февраль 2020 года упущенная маржинальная прибыль российских авиакомпаний, по их собственным оценкам, только от закрытия направлений в Китай составила около 1,7 млрд руб­лей. Если такая ситуация сохранится до конца года, то убытки авиакомпаний от закрытия рейсов в связи с пандемией коронавируса могут легко превысить 100 млрд. Федеральное агентство воздушного транспорта предложило свой план действий. Вкратце он сводится к следующему. Во-первых, все участники индустрии должны представить свои предложения для выработки механизма государственной поддержки авиакомпаний и аэропортов за счет средств федерального бюджета в связи с объявленной ВОЗ пандемией. Во-вторых, Росавиация снизила авиационные сборы на 50% для авиакомпаний, осуществляющих внутренние полеты, до 1 октября и почти обнулила для Дальневосточного федерального округа. Это позволит авиакомпаниям сэкономить 4,7 миллиарда руб­лей. Речь сейчас идет о сохранении отрасли гражданской авиации, считает член коллегии Росавиации президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. В продолжение темы выступления Александра Нерадько он предложил снизить ставку НДС для авиакомпаний до нуля, форсировать увеличение государственных программ субсидирования и заморозить аэропортовые и прочие сборы. Эти предложения подробно изложены в опубликованном на сайте АЭВТ письме Владимира Тасуна министру транспорта Евгению Дитриху. Вот их краткая суть. Во-первых, предлагается установить ставку НДС 0% на все внутрироссийские перевозки, включая авиасообщение через аэропорты московского авиаузла. «Данная мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в pазмере до 36 мрлд руб. Предлагаем внести данные изменения в Налоговый кодекс РФ на период с 1 июня 2020 г. до 31 декабря 2029 г. (по аналогии с ж/д транспортом)». Сейчас в отношении маршрутов, у которых пункт отправления, назначения или промежуточные пункты перевозки расположены в московских аэропортах, действует ставка НДС в размере 10%. Во-вторых, ассоциация считает необходимым увеличить объем финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок. В 2019 году Росавиацией были реализованы две программы субсидирования, направленные на развитие региональных авиаперевозок. Совокупный бюджет этих программ составил 17,1 млрд руб­лей, а пассажиропоток — более 3,2 млн пассажиров, что на 1,8 млн пассажиров больше 2018 года. В-третьих, АЭВТ считает необходимым ввести на весь 2020 год мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию. Кроме того, по словам Тасуна, нужно рекомендовать поставщикам данных услyг рассмотреть возможность их частичного снижения. По словам Владимира Тасуна, так плохо авиации не было никогда. Сошлось сразу несколько негативных факторов. Международные пассажирские перевозки — самый прибыльный для авиакомпаний сегмент рынка — сильно упали. А ведь именно они позволяли авиакомпаниям компенсировать убытки от перевозок нa внутренних воздушных линиях (ВВЛ). Это значит, что внутренние перевозки взлетят в цене, люди перестанут летать по стране. К постоянным расходам авиаперевозчиков относятся плата за лизинг воздушных судов и их техническое обслуживание, оплата труда, обязательное страхование. В структуре затрат авиакомпаний эти статьи в совокупности составляют до 50%. Где взять эти деньги, если самолеты стоят на приколе — то есть съедают средства, но ничего не зарабатывают? Лизинговые платежи осуществляются в валюте. На момент написания этой статьи курс доллара превысил 80 руб­лей. В связи с катастрофическим падением цены на нефть курсовая разница может расти и дальше. «В условиях общего спада мировой экономики значительных уступок от лизингодателей ожидать не приходится. В таких условиях авиакомпании не могyт без финансовых потерь и в приемлемые сроки сократить образовавшийся избыток ВС», — констатирует Владимир Тасун. Никакой компенсации за счет развития внутреннего туризма, скорее всего, ждать не стоит. Дело в том, что ситуация с распространением коронавируса в России совершенно не прогнозируема. «Не все потребители предпочтут вариант внутрироссийского туризма, и нельзя исключить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны будут введены ограничения на внутренние перелеты вплоть до закрытия ряда регионов на карантин», — говорит эксперт. Кроме того, АЭВТ ожидает резкого переориентирования освободившейся части парка воздушных судов на внутренний рынок. Это приведет к переизбытку провозной емкости, что значительно ухудшит экономику внутренних перелетов и увеличит убыток авиакомпаний. Стоит только добавить, что российские авиакомпании ожидают от государства компенсаций за резкое подорожание авиационного топлива с 2018 года. Странность в том, что поручение президента России об этих компенсациях было, а выплат до сих пор нет. Теперь все зависит от консолидации отраслевых игроков и быстроты реакции бюрократической государственной машины на небывалый вызов, брошенный авиа­ционной отрасли. * Искусственная вентиляция легких: требуется в наиболее тяжелых случаях поражения коронавирусом

​Гражданской авиации пора делать вентиляцию*
© Гражданская авиация