Всевластный «Мираторг» Российской Федерации
КНР импортировала первую партию российской говядины. Поставку в 200 тонн осуществила компания «Мираторг», которая ранее начала экспорт говядины в Гонконг. Китайский рынок, учитывая его колоссальную капиталоёмкость и растущую покупательную способность населения, является лакомым для многих отечественных агрохолдингов. Однако доступ на него первым получил именно «Мираторг». Поднебесная является крупнейшим зарубежным потребителем российской мясной продукции. Тем не менее переговоры с Пекином по поставке говядины шли около семи лет. У КНР были причины не пускать на свой рынок отечественную говядину. В конце концов, Китай, по сути, сам является сельскохозяйственной сверхдержавой, активно развивает собственное производство агропродукции и, кстати, экспортирует её в Россию Однако в случае с «Мираторгом» российские власти, видимо, приложили серьёзные дипломатические усилия и политическую волю, которая, будем честны: не очень-то часто проявляется при отстаивании куда более важных национальных интересов, чем экспорт говядины. В переговорах с Китаем лёд тронулся в середине января 2020 года, когда главное таможенное управление КНР согласовало сертификат и протокол проверки, карантина и ветеринарных санитарных требований к российской говядине. В частности, чиновники Поднебесной аттестовали два российских предприятия — «Заречное» и «Брянскую мясную компанию», которые входят в империю «Мираторга». Доступ к китайскому рынку наверняка озолотит владельцев этих активов. Кто же эти люди? И почему власти РФ поддерживают их коммерческие интересы? «Мы тут главные» История «Мираторга» началась в 1995 году. Холдинг основали братья Александр и Виктор Линники. Именно они являются официальными бенефициарами компании. Первоначально бизнесмены занимались импортом европейского мяса. Накопив на купле-продажи определённую сумму, братья решили инвестировать в производство внутри РФ. Линник не стали заниматься курятиной и открыли свиноферму, вложения в которую быстрее отбиваются, чем в инвестиции в производство говядины. Параллельно братья продолжали поставлять в Россию зарубежное мясо. В 2000-е годы «Мираторг» поймал наконец-то свою волну: в стране произошёл взрывной рост покупательной способности, а государство запустило процесс прощания с импортным мясом. На этом фоне «Мираторг» утвердил новую стратегию, которая сводилась к наращиванию агропромышленных активов. Так, в 2005 году компания приобрела 40% акций двух свинокомплексов BelgoFrance в Белгородской области, а через два года — её доля достигла 100%. Также во второй половине 2000-х годов в Белгородской области у «Мираторга» появилась своя скотобойня, а с другими крупными участниками рынка «Агро-Белогорье» и Sadia были организованы совместные предприятия. Впоследствии доля Sadia была выкуплена. В 2009 году, в разгар экономического кризиса, обвалившего российскую экономику почти на 8%, «Мираторг» получил кредит в 21 млрд рублей от «Внешэкономбанка» (ВЭБ). Решение об этом было принято на выездном совещании правительства РФ с участием премьер-министра Владимира Путина и вице-премьера Виктора Зубкова. Эти деньги позволили «Мираторгу» не только успешно пережить тяжёлые кризисные времена, но и заметно увеличить количество активов. Производство мяса росло огромными темпами. Например, в 2012 году холдинг выпустил на рынок 280 тысяч тонн свинины, что на 50% больше, чем в 2011 году. В этом же году «Мираторг» круто нарастил площадь угодий в Брянской области при неприкрытом лоббизме местных властей. «К 2012 году «Мираторг» выбрал в некоторых районах области разрешенные местным законом 35% земли, и областная дума быстро изменила закон, разрешив одному владельцу покупать до половины угодий в районах. При этом депутаты признавали, что компания «ошибочно выставляла ограждения», то есть прихватывала незарегистрированные участки», — пишет автор Forbes Александр Левинский Однако в Курской области скупка земель «Мираторгом» обернулась судебными разбирательствами. В итоге в ситуацию вмешалось российское правительство. Оно разрешило Росимуществу передать «Мираторгу» в аренду на 49 лет 7 тысяч гектаров земель курского НИИ агропромышленного производства. «У них (руководителей «Мироторга». — РП) отношение такое: мы тут главные, от Москвы, и ничего вы с нами не сделаете. Для престижа местных властей они спасательный круг, и, что бы ни сделали, всё сходит с рук», — цитирует Forbes советника сельскохозяйственного товарищества «Пересвет» (Брянская область) Александра Субботина Эксперты не устают удивляться объёмам господдержки «Мираторга». В 2015 году компания вновь получила крупный кредит от ВЭБа — 425,8 млн долларов на ближайшие 15 лет. Как ожидают в холдинге, эта сумма позволит в короткие сроки создать новые животноводческие хозяйства в Орловской, Калужской, Брянской, Тульской, Смоленской и Курской областях. Помимо покровительства ВЭБа, «Мираторг» является получателем различных государственных субсидий. По подсчётам Центра агропродовольственной политики РАНХиГС по состоянию на прошлый год, холдингу братьев Линник за последние три года власти отдали десятки миллиардов рублей. По словам экс-президента Российского мясного союза, независимого аналитика Мушега Мамиконяна, государство субсидирует «Мираторгу» затраты на корма, заготовленные летом для бычков. Данные расходы в структуре себестоимости мяса составляют в разных регионах РФ 45–70%. Неудивительно, что «Мираторг» превратился в настоящую мясную империю, включающую почти 100 ферм. Холдинг является абсолютным лидером по производству говядины и свинины. Гордость компании — это порядка 700 тысяч голов скота абердинской породы и 3,5 млн свиней. Земельный фонд компании в восьми областях РФ составляет 676 тысяч гектаров Продукцию «Мираторга» можно найти даже в небольших несетевых магазинах российской провинции, а также в некоторых ресторанах. Причём ассортимент компании весьма широкий: от мяса и стейков премиальных сортов до относительно недорогих кусков в вакуумной упаковке. Также компания развивает сеть собственных закусочных «Бургер & Фрайс». Forbes оценивает состояние братьев Линник в 800 млн долларов. Поддержка сверху Существуют разные объяснения невероятной господдержки и рыночного триумфа «Мираторга». Безусловно, нельзя недооценивать талант и фактор коммерческой жилки братьев Линник. Деньгами (даже если они свалились в буквальном смысле с неба) необходимо грамотно распорядиться: определить проекты, которые могут «выстрелить», нанять команду профессионалов, подтянуть материальную базу, наладить логистику. Скорее всего, у основателей «Мираторга» с этим действительно всё в порядке. «Назовите другие агрокомпании, которые инвестируют сопоставимые средства в развитие отрасли, и мы сравним объёмы господдержки и результат», — заявил в октябре 2017 года в интервью РБК Виктор Линник Что оправдывает «Мираторг»? Какая бы ни была изнанка бизнеса этого холдинга, важно, что братья Линник держат производственные активы в России, платят налоги, дают регионам рабочие места. В каком-то смысле бурное развитие «Мираторга» помогло ликвидировать дефицит российского мяса на отечественном рынке. В то же время невозможно закрыть глаза на чрезмерное покровительство «Мираторга» со стороны государства. Например, по слухам в 2016 году во время визита в Японию Владимир Путин между спорами о Курильских островах умудрился уговорить премьера Синдзо Абэ пустить «Мираторг» на японский рынок. Однако главным лоббистом холдинга считается бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Такие предположения получили широкое распространение из-за сообщений о том, что братья Линники являются родственниками супруги экс-главы правительства Светланы Медведевой (в девичестве Линник). У Медведева, естественно, опровергают это Какой ни бы ни оказалась истина, участникам рынка и независимым экспертам непонятно, почему из-за избыточного государственного покровительства «Мираторга» должны страдать другие агрохолдинги? Чем они хуже? Почему их коммерческие амбиции оказываются без внимания первых лиц? Если мы говорим про обеспечение продовольственной безопасности РФ, то для неё (хотя бы в перспективе) всё равно потребуется конкурентный рынок. Только он способен создать широкий потребительский выбор на мясную продукцию по адекватным ценам. Конечно, в выборе между плохим и очень плохим нашей стране лучше зависеть от отечественной монополии, чем от зарубежных поставщиков. Но сейчас, особенно в условиях санкций, руководство России имеет уникальный шанс заняться целенаправленной поддержкой всей животноводческой отрасли и сформировать более-менее цивилизованный внутренний рынок мяса.