Как бизнес в России переживает коронавирус

«Русская планета» пообщалась с директорами и управляющими российских компаний, чтобы понять, как они справляются с проблемой бизнеса в России из-за коронавируса, и что они могу посоветовать другим бизнесменам. Павел Мясоедов, директор и партнер компании «Интеллектуальный Резерв»: «Кризис 2020 года, как и предыдущие сложные экономические ситуации, негативно скажется на IТ-компаниях. В первую очередь, из-за сокращения госзаказа. В условиях, когда размер государственной казны ограничен, сначала идут расходы, связанные с выплатой зарплат бюджетникам, обеспечением поддержки бизнеса и многими обязательными расходами на важные секторы экономики. Расходы на оптимизацию программного обеспечения и разработку новых электронных продуктов заметно снижаются. Кроме государства, и коммерческие предприятия заметно сокращают расходы на IT и связь, возникает тотальная экономия в условиях дефицита бюджета. Еще один негативный фактор – резкое колебание курса рубля в паре с долларом и евро. Многие комплектующие заказывались в Китае, производство которого приостанавливалось на период разгула коронавируса. Сейчас заводы будут запущены, но цены на технику уже взлетели. Это дополнительные расходы на замену вышедшей из строя техники. С другой стороны, в отличие от предыдущих кризисов, в этот раз пандемия дала драйверы роста. В этот раз миллионы людей просто вынуждены сидеть дома. Так как многие специалисты работают на удаленке, возросла потребность в качественном программном обеспечении, которое позволит фирмам держать связь с работниками и оперативно выдавать задачи. Те компании, которые сумеют быстро подстроиться под меняющиеся запросы рынка, не только выдержат кризис, но и выиграют от него. Самыми устойчивыми в этот раз стали те компании, которые имеют административный ресурс, госконтракты, рассчитанные на несколько лет и несколько крупных, устойчивых заказчиков за рубежом, которые могут оплатить услуги в валюте». Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency: «Мы работаем на удаленке, занимаемся коммуникациями, в том числе и репутационным, антикризисным PR. Наша задача не изменилась, на рынке PR большая конкуренция, к тому же во времена кризисов наша индустрия часто оказывается под давлением. Однако мы считаем, что кризис - это не только трудности, но и время возможностей, когда выживают те, у кого изначально эффективно выстроена операционная деятельность и кто продает свои услуги по разумным ценам. Пока что мы работаем в обычном составе, людей мотивируем, как обычно, созданием хорошего микроклимата в коллективе и мотивацией в зависимости от выполненных задач. Мы понимаем, что времена непростые, сейчас надо собраться. Кроме того, мы видим нашу миссию в том, чтобы рассказывать бизнесу, что нужно делать сейчас для удержания клиентов и каким должен быть антикризисный пиар. Буквально вчера консультировал по этому поводу несколько человек, хотя они и не являются моими клиентами». Дмитрий Гелемурзин, исполнительный директор Goldman Group: «На фоне эпидемии коронавируса в стране стратегически важной становится работа предприятий АПК, пищевого производства и продуктового ритейла. Надо отметить, что компания Goldmаn Group ощущает серьезный рост спроса на свою продукцию и потому увеличивает обороты и количество производственных смен на предприятиях. Сейчас у населения особенно вырос спрос на консервы и полуфабрикаты – продукты длительного хранения. Именно поэтому холдинг принял решение ввести третью рабочую смену на заводе в Солонцах. Так, усилив и меры безопасности, удалось масштабировать производство продуктов питания, чтобы ежедневно на прилавках «Мясничего» появлялось свежее мясо и свежая мясопродукция местного производства. В связи с ростом спроса на мясную консервацию (рост составил более 50%) мясоперерабатывающий завод в Красноярске увеличивает мощности. Заказы на тушенку под брендом «Мясничий» поступают от крупных торговых сетей СФО, а также из находящейся в очаге пандемии Москвы. Рост производства тушенки после запуска третьей смены составил порядка 18%. По завершении обкатки нового оборудования производительность завода увеличилась еще на 60%. В период самоизоляции региона магазины «Мясничий» продолжают работать по привычному графику: с 9.00 до 21.00 без обеда и выходных. Также исключительно востребована сейчас услуга доставки продуктов на дом. Компания расширила штат курьеров в три раза, чтобы справиться с потоком заказов, которые поставляются без задержек. Также непрерывно происходит работа агрохолдинга – ведь поголовье нужно кормить и обслуживать по расписанию. Завершается подготовка к посевной – ведь сейчас один день год кормит. Все работы по бесперебойному обеспечению сырьем мясоперерабатывающего комбината проходят по графику». Станислав Рублев, президент федеральной event-сети Rublev Family «Спрос на офлайн-мероприятия по России с начала марта упал на 70%. Многие event-предприниматели уже активно внедряют онлайн-форматы в свой обычный репертуар - онлайн проводят и дни рождения, и крупные фестивали. Это пригодится не только на время карантина и кризиса: VR-технологии и общая геймификация взаимодействия бизнеса и потребителя неизбежно станут трендом ближайшего десятилетия. Как показывает практика, живые квесты в онлайне способны составить конкуренцию даже рынку компьютерных игр, поскольку обладают собственной спецификой и особенностями, которые недоступны компьютерным играм. Люди уже устраивают онлайн-вечеринки самостоятельно, значит, на это будет спрос. Особенно это важно для детей. Ребенку сложно усидеть на месте и сидеть перед экраном с аниматором долго время, ему нужно придумать интересную интерактивную игру. Например, на детский день рождения можно в онлайне организовать детей в группу и пройти захватывающий квест с профессиональным ведущим. У нас на разработку такого продукта ушло не больше 2 недель. Карантин продлится еще как минимум пару месяцев, так что такой продукт будет актуален, прибылен, а после пандемии может даже продолжить работать. Сейчас формируются новые рынки, открываются новые возможности как для потребителей, так и для бизнеса. После карантина экономика и платежеспособность людей будет восстанавливаться не один месяц, поэтому будут востребованы недорогие продукты. В данный момент мы разрабатываем новые форматы для проведения праздников, которые будут актуальны после кризиса. Для клиентов такие квесты будут более доступны - если средний чек квест-шоу составляет 30 тыс рублей, то в квестах он не превысит 10 тысяч на весь праздник. Также мы делаем ставку на VR-вечеринки и онлайн-квесты. Онлайн-квест не требует постоянных расходов, поэтому мы планируем его оставить в продаже даже после окончания режима самоизоляции».