Войти в почту

В режиме изоляции: как бизнес выживает в карантин

Карантин, который введен из-за пандемии коронавируса, практически полностью парализовал работу многих малых, средних и больших компаний и предприятий. Как выживает бизнес, рассчитывает ли он на помощь государства, редакция «ДГ. Юг» узнала у собственников и руководителей компаний. Чтобы картина получилась максимально объективной, мы обратились к предпринимателям, работающим в самых различных направлениях бизнеса — от консалтинга и производства до торговли. Всем спикерам, кто счел нужным уделить нам время и пообщаться в удаленном режиме, мы задали шесть вопросов. Ральф Бендиш, генеральный директор ООО «КЛААС» - Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на работу вашей компании? - Мы входим в список системообразующих компаний Краснодарского края и представляем отрасль, отвечающую за продовольственную безопасность страны. В этой связи на нас не распространяется режим «каникул», введенный указом президента России для недопущения распространения коронавирусной инфекции. Несмотря на это, мы приняли решение остановить производственный процесс с 30 марта по 12 апреля. В нынешней ситуации здоровье наших сотрудников и членов их семей является для нас приоритетной задачей. Сегодня более 20 % сотрудников компании продолжают работать в удаленном режиме. Часть персонала предприятия работает в дежурном графике для обеспечения жизнедеятельности завода и решения срочных задач. Более 70% работников, которые были задействованы в непосредственном производственном процессе, находятся дома. - Какие антикризисные меры вы приняли? - Мы создали антикризисный штаб, который ежедневно принимает необходимые решения для контроля ситуации и свое­временно реагирует на постоянно меняющиеся условия. Режим «каникул» внесет свои коррективы в нашу производственную программу. Тем не менее мы пока не планируем сокращать количество производимых машин в 2020 финансовом году. В это непростое время мы делаем все возможное, чтобы сохранить баланс между здоровьем сотрудников и взятыми на себя обязательствами перед нашими партнерами и аграриями не только в России, но и в странах экспорта. Еще до объявления режима «каникул» в марте текущего года мы предприняли первые превентивные меры для обеспечения безопасности наших сотрудников. Были отменены все мероприятия с участием сторонних гостей и прекращены экскурсии по предприятию. Часть сотрудников была переведена на удаленный режим работы, а совещания — в электронный формат. Все помещения общего пользования, а также рабочие места в полном объеме оснащены средствами дезинфекции для личного использования. Уборка помещений проводится с меньшими промежутками времени и с применением более сильных дезинфицирующих средств. Столовая завода перешла на режим раздачи еды навынос в одноразовых ланчбоксах. Питание полностью оплачивается работодателем. Сотрудники предприятия ежедневно перед работой замеряют температуру и сообщают обо всех случаях заболеваний и плохого самочувствия. Находившиеся на заводе стажеры и коллеги из Германии были отправлены обратно. Российские коллеги были в срочном порядке возвращены в страну и находились на карантине под наблюдением врачей в соответствии с распоряжением правительства РФ. - Как планируете оптимизировать работу компании, если ситуация затянется на неопределенный срок? - В рамках антикризисного плана у нас существует алгоритм действий на случай ухудшения ситуации. Но мы надеемся, что проблему с распространением коронавируса удастся разрешить в ближайшее время. Мы намерены предпринять все необходимые действия для выполнения обязательств перед клиентами и обеспечения их качественной техникой, особенно с учетом уже начавшегося сезона и подготовки к уборочной кампании в стране. Но в целом мы не наблюдаем снижения спроса на нашу продукцию. - Есть ли у вашей компании финансовая подушка безопасности, чтобы пережить трудные времена? - За 17 лет успешной работы в России мы пережили последствия кризисов 2008 и 2014 годов. В течение нашей деятельности мы реализовали крупные и значимые инвестиционные проекты. Правильно выстроенная система управления финансами и готовность к переменам в экономическом и социальном пространстве — это база для успешного бизнеса. Если ситуация с распространением инфекции, а соответственно, и с усилением экономического кризиса будет развиваться по негативному сценарию, то нам, конечно, придется корректировать свои планы. Но это не ставит под вопрос нашу финансовую устойчивость. - Как вы оцениваете меры поддержки, которые озвучили федеральные власти? - Многие из мер поддержки сейчас находятся на этапе согласования, а те, что уже были оглашены, относятся преимущественно к малому и среднему бизнесу. - Кризис часто называют временем возможностей. Какие возможности для вашего бизнеса открывает сегодняшняя ситуация? - Сегодняшняя ситуация вынудила всех, и нас в том числе, более глубоко пе­рейти в цифровое пространство. Мы еще лучше на­учи­лись работать на дистанции, активно пользуемся цифровыми системами коммуникации, оптимизируем свою работу. Еще вчера нам казалось, что для успешной деятельности некоторым сотрудникам необходимо находиться на месте, чтобы быть в гуще событий. Но нынешняя ситуация заставила пересмотреть наши взгляды. Период самоизоляции повлияет на организацию работы в будущем. Уверен, что наше взаимодействие и общение с партнерами приобретет новый формат. Илья Фейгенов, предприниматель, сооснователь проекта «Голос города», дизайн-магазина «Третье место», дизайн-ярмарки «Bay! Маркет» - Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на работу вашей компании? - В данный момент все проекты закрыты до снятия карантина и открытия торговых центров — в случае с «Третьим местом» и «Bay! Маркетом» — и пока не разрешат массовые мероприятия на улицах — в случае с «Голосом города». - Какие антикризисные меры вы приняли? - Когда запретили собираться в количестве более 1000 человек, мы поняли, что скоро запретят вообще все массовые мероприятия. Соответственно, закрыли все показы и стали считать издержки, которые можно сократить, — в ситуации с «Голосом города». Приняли решение съехать из офиса, потому что наш арендодатель не пошел нам навстречу и отказался снижать платежи. Но, когда все уляжется, мы, возможно, вернемся в тот же офис. - Как планируете оптимизировать работу компании, если ситуация затянется на неопределенный срок? - В случае с «Голосом города» у нас есть план по организации онлайн-экскурсий. Сейчас набирают популярность YouTube-каналы видеооператоров, которые гуляют по улицам. У них очень большое количество просмотров. Мы подумали, что можем украсить идею прогулок, добавив наши наработки в области иммерсива, — предоставить людям возможность также ходить на экскурсии, но уже с необычными эмоциями. И я не об аудиогиде с картинками, а о полноценном видео- и аудиопогружении. Если после снятия карантина не разрешат собираться больше 10 человек в одном месте, то один оператор вполне может пройтись по городу и сделать съемку. С «Третьим местом» и «Bay! Маркетом» дела обстоят сложнее. Здесь у нас не было онлайн-проектов. И мы планируем плавно переходить на интернет-­платформы. Уже в конце марта прикидывали различные варианты. - Есть ли у вашей компании финансовая подушка безопасности, чтобы пережить трудные времена? - Под финансовой подушкой безопасности я понимаю сумму, которой хватило бы на полгода лично для меня как обычного человека. У нас с партнерами в бизнес-проектах такая есть на два месяца — в части текущих расходов и создания товарных запасов. Правительство сейчас каждый день генерирует идеи по поддержке бизнеса. Думаю, нам придется воспользоваться этими мерами, потому что сами мы вряд ли вырулим. - Как вы оцениваете меры поддержки, которые озвучили федеральные власти? - Если оценивать меры поддержки в целом, то хорошие предложения есть. Но пока все это выглядит слишком хаотично. Многое было озвучено, просто чтобы немного снизить градус волнения. Думаю, что в ближайшее время станет понятно, что имели в виду президент и правительство, и уже будут объявлены конкретные механизмы. Пока я не видел ни одного документа, где есть какой-то определенный регламент оказания поддержки. Были озвучены некие меры, но как это будет работать, для кого конкретно и подходим ли мы со своей сферой деятельности — непонятно. В «Голосе города» у нас по факту сфера развлечений, «Bay! Маркет» — предоставление услуг, «Третье место» — розничный бизнес. Если сравнивать с зарубежными аналогичными предложениями, то в США все выглядит намного интереснее и продуманнее. Американский президент продекларировал конкретные цифры. Другой вопрос — хватит ли у него на это денег. Пока это похоже на ситуацию «чем больше шкаф, тем громче падает». Но эксперты говорят, что запаса прочности у американцев хватит. - Кризис часто называют временем возможностей. Какие возможности для вашего бизнеса открывает сегодняшняя ситуация? - Возможности следующие: переосмыслить свой бизнес и его место в текущей макроэкономике, посмотреть на слабые места, на «узкие горлышки» и серьезно отнестись к подушке безопасности, чтобы в будущем не забыть ее сформировать. Антон Харченко, владелец сети магазинов оптики Kalinza.ru - Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на работу вашей компании? - В первое время мы ощутили уменьшение покупательского трафика и, соответственно, снижение выручки и уменьшение наших доходов где-то на треть. На нас сильно повлияла ситуация в Ставропольском крае с закрытием всей розницы, кроме продуктового ретейла и аптек. Там у нас вообще все остановилось. В Краснодаре мы стоим в основном в продуктовом ретейле, и пока нам непонятно, закроют нас или нет. Сами мы, естественно, закрываться не станем. Если закроют вообще весь розничный ретейл в городах нашего присутствия, то тогда для нас все будет очень плохо, потому что мы не сможем выполнять обязательства. - Какие антикризисные меры вы приняли? - Мы начали готовиться к этой ситуации еще за месяц до последних событий. Стали аккумулировать деньги на счете, формировать дополнительные резервы. Поставщикам, которые не являются для нас основными, мы отсрочили платежи. Сейчас общаемся со всеми арендодателями на предмет получения скидки и практически ото всех ее получили. Запасы товарной продукции на всякий случай сделали на два месяца вперед, если ситуация затянется или работа какого-­нибудь крупного поставщика остановится. - Как планируете оптимизировать работу компании, если ситуация затянется на неопределенный срок? - Все зависит от того, что значит «затянется». Если мы продолжим работать, то, в принципе, выживем. А если все салоны закроют на карантин и останется только продуктовый ретейл, то начнем отпускать людей. Средств, чтобы платить зарплату, у нас просто не будет. И товара тоже не будет, если всех посадят на карантин. - Есть ли у вашей компании финансовая подушка безопасности, чтобы пережить трудные времена? - Подушка у нас есть, мы ее сформировали заранее. Но она не сильно большая — где-то процентов 15 от нашего оборота. Какое-­то время нам удастся обслуживать свои обязательства. Или часть обязательств перед сотрудниками, если все совсем остановится. Но надолго нам ее точно не хватит. Наш финансовый резерв не преду­сматривает полной остановки работы компании. Если ситуация затянется более чем на месяц, то нам просто придет конец. - Как вы оцениваете меры поддержки, которые озвучили федеральные власти? - К сожалению, пока непонятно, как эти меры будут работать. Предложения со стороны государства в сферу практической плоскости не перенеслись никак. Говорят, что есть отсрочка по налогам. А фактически налоговая требует от нас до конца апреля закрыть обязательства перед ней по НДФЛ на сотрудников. По моему мнению, мелкой рознице государственная помощь не оказана почти никак. По тем же налогам предусмотрена всего лишь отсрочка, а не мораторий. Поэтому розница, как обычно, будет выкручиваться самостоятельно. - Кризис часто называют временем возможностей. Какие возможности для вашего бизнеса открывает сегодняшняя ситуация? - Неоднозначный вопрос. Если говорить о сиюминутных моментах, то мы заказали маски и антисептики для рук, начали их продавать. Это примерно в тему нашего бизнеса. Убывающую выручку перекрыть это не поможет, но хоть какие-то деньги у нас будут. Если говорить о кризисе в целом, то понятно, что очень большой процент розницы в этот период погибнет. Особенно розницы мелкой и несетевой, у которой нет возможности договориться с арендодателями и не сформированы резервы. Освободится много хороших мест, что нам как сетевой компании, пусть и небольшой, но федеральной, выгодно. После того как кризис закончится и снова пойдет увеличение спроса, у нас появятся возможности занять хорошие освободившиеся места. Даниил Шепетина, генеральный директор PRM group - Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на работу вашей компании? - На работу нашей компании повлиял не столько коронавирус, сколько те запретительно-ограничительные меры, которые ввело государство. Во­первых, мы были вынуждены перенести некоторое количество своих проектов на более поздние сроки. Например, на осень, когда вернется деловая активность. Второй момент, о котором мы начали задумываться, — необходимость выстроить систему таким образом, чтобы иметь возможность работать в удаленном режиме. До недавнего времени вся работа у нас происходила в офисе. - Какие антикризисные меры вы приняли? - Пока никаких антикризисных мер как таковых мы не приняли. Просчитали более усеченный вариант бюджета до конца года — убрали, например, командировки и некоторые представительские расходы. - Как планируете оптимизировать работу компании, если ситуация затянется на неопределенный срок? - Пока я обдумываю эту ситуацию. Моя работа как генерального директора заключается в том, чтобы понимать различные сценарии развития событий. Будем думать, что мы можем еще предложить рынку, опираясь на свой опыт и знания. Может, это будут не совсем клиентские проекты. - Есть ли у вашей компании финансовая подушка безопасности, чтобы пережить трудные времена? - На два-три месяца финансовая подушка точно есть. Кризис 2008–2009 годов был весьма полезен с этой точки зрения и показал, что важно иметь определенный запас денег, чтобы устоять. Когда продажи заканчиваются и ты перестаешь получать выручку, нужно либо бежать в банк за кредитом, либо сокращать людей. А когда есть хотя бы немного средств, есть время подумать, в каком направлении двигаться дальше и есть ли варианты более-­менее нормального развития событий. А нормальным развитием событий я всегда называю спокойное и успешное функционирование компании. - Как вы оцениваете меры поддержки, которые озвучили федеральные власти? - Я пока не понимаю, как эти меры могут мою компанию поддержать. Взять в банке кредит под нулевой процент, чтобы выплатить зарплату? Наверное, эта идея интересная. Но это же не сделать за 15 минут. Нужно тратить время, собирать массу различных документов. Налоговые каникулы — тоже интересное предложение. Эти меры наверняка кому-то действительно помогут и удержат на рынке. Но их явно недостаточно. - Кризис часто называют временем возможностей. Какие возможности для вашего бизнеса открывает сегодняшняя ситуация? - Такие возможности, безусловно, есть. Даже если кризис затянется на год или два, он все равно когда­нибудь закончится. И компании продолжат тратить бюджеты на поддержку своих продаж или продвижение, и маркетинговые услуги им будут нужны. Возможности больше лежат в области digital-маркетинга. Мы пока не сильно активно инвестировали в это направление, потому что специализировались на других вещах. Но подумаем и над этим. Я полностью согласен с тем, что кризис — время возможностей. Владимир Артеменко, генеральный директор АКГ «Ваш СоветникЪ» - Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на работу вашей компании? - Мы до последнего были уверены, что нашу страну и нашу компанию эта ситуация минует. Но в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в начале марта мы приняли решение о повышении мер санитарной чистоты и проведении дополнительных санобработок в офисе. - Какие антикризисные меры вы приняли? - Кризиса как такового мы пока не видим. Он наступит после того, как закончится пандемия. - Как планируете оптимизировать работу компании, если ситуация затянется на неопределенный срок? - Когда ввели карантин, мы прекрасно понимали, что режим самоизоляции будет продлен и за неделю ситуация не разрешится. Поэтому мы перешли на удаленную работу. Перед этим, до ухода на самоизоляцию, по максимуму отработали в обычном режиме. - Есть ли у вашей компании финансовая подушка безопасности, чтобы пережить трудные времена? - Финансовая подушка есть, но она не предполагает полного простоя и отсутствия клиентских поступлений в течение квартала и более. Мы понимаем, что живем только за счет текущей выручки. Никаких депозитов от компаний, способных дать нам пережить полгода, у нас нет. - Как вы оцениваете меры поддержки, которые озвучили федеральные власти? - Меры поддержки от государства оцениваем как недостаточные. Когда я узнал о мерах, предложенных турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом (программа поддержки бизнеса и населения во время борьбы с коронавирусом, принятая в Турции, включает 21 пункт, и на нее выделено 100 млрд турецких лир. — Прим. ред.), то, честно говоря, позавидовал гражданам этой страны. Помощь выражается в реальных выплатах из бюджета в пользу отдельных отраслей экономики и малоимущих граждан, пенсионеров. У нас все это выглядит, мягко говоря, немного не так. - Кризис часто называют временем возможностей. Какие возможности для вашего бизнеса открывает сегодняшняя ситуация? - Как я уже говорил, кризиса пока не случилось. Но сейчас есть все предпосылки для того, чтобы он начался. Мы проходили кризисы в прошлом и понимаем: наша компания — одна из тех, на услугах которой клиенты станут экономить. Для нас будет очень мало положительных моментов. Один из них — возможность развить способность работы с клиентом удаленно. Но если у наших клиентов не будет денег (а живем мы, повторюсь, только за счет клиентских платежей), то нашими услугами просто перестанут пользоваться. Соответственно, нам будет не до жиру. Светлана Эннс, дизайнер одежды, основатель шоурум-студии ENNS - Как ситуация с пандемией коронавируса повлияла на работу вашей компании? - В первую очередь сильно снизился поток людей. Примерно с середины марта в мою студию стало приходить очень мало клиентов. Но производство вот так, в один момент, не остановить. До введения всеобщего карантина я перенесла график работы студии на работу по записи. Если раньше я там находилась все время, то в конце марта принимала клиентов по предварительной записи. Также начала работать со службой доставки по Краснодару — появилась возможность отправлять любые заказы клиентам на дом. - Какие антикризисные меры вы приняли? - В данный момент у меня работает сайт, и я стараюсь максимально, насколько это возможно, переводить все в онлайн и показывать людям. Но понимаю, что мое дело полностью в Сеть перевести сложно. Продумываю варианты выхода из данной ситуации. - Как планируете оптимизировать работу компании, если ситуация затянется на неопределенный срок? - Производство одежды сложно перенести на дом. Месяц назад, когда еще не было понятно, к чему приведет вся эта ситуация, я запустила в производство 40 единиц одежды. А сейчас понимаю, что она никому не нужна в такое время. Это усложняет положение. Но пока не делаю резких движений, пытаюсь нащупать решения для работы в офлайне. От аренды тоже пока отказываться не хочу и надеюсь, что ситуация не затянется на слишком длительный срок. - Есть ли у вашей компании финансовая подушка безопасности, чтобы пережить трудные времена? - Лично у меня нет. Так получилось, что у нас на семью из двух человек две аренды и два производства (муж занимается доставкой еды). И у нас нет поддержки извне. Все, что зарабатывали, всегда вкладывали в бизнес. Недавно у меня был резерв, и я решила вложить его в производство. Закупила ткани и отдала их в пошив. В обычное время, пока шел пошив, эти вложения всегда отбивались. Но сейчас так сложилось, что месяц оказался не­удачным, и на данный момент я осталась без денег. - Как вы оцениваете меры поддержки, которые озвучили федеральные власти? - Пока никак не оцениваю. Небольшие отсрочки по налоговым выплатам в основном касаются тех, у кого работают наемные сотрудники. У меня наемных сотрудников нет. По пошиву одежды, доставке я работаю с подрядчиками. Поэтому для меня поддержки особо не предвидится. А производство — дело затратное. Я всегда выживала, потому что у меня были постоянные покупатели. Сейчас таких покупателей нет. Либо они сами остались без работы, либо это такие же предприниматели, как и я, которые несут потери и, соответственно, не могут позволить себе заказать одежду. Потому что одежда на данный момент не является предметом первой необходимости. Это не гречка и не туалетная бумага. - Кризис часто называют временем возможностей. Какие возможности для вашего бизнеса открывает сегодняшняя ситуация? - Обычно я настроена очень оптимистично и действительно считаю, что кризис — время возможностей. В моей нише стали много заниматься перепродажей одежды низкого качества. Надеюсь, что ниша немного очистится и останутся те, кто делает качественный продукт. Считаю, что эта ситуация меня простимулирует на поиск смелых и неординарных решений по продвижению одежды. Например, показы коллекций онлайн. Поэтому стараюсь смотреть на эту ситуацию с творческой точки зрения.

В режиме изоляции: как бизнес выживает в карантин
© Деловая газета.Юг