Войти в почту

Реально ли найти работу? Как коронавирус изменил рынок труда в России

В условиях вынужденной самоизоляции во время эпидемии коронавируса для многих людей на первое место вышла проблема занятости. Люди, работавшие в блокированных карантином отраслях, остаются без средств к существованию и вынуждены искать себе место в других сферах. «МИР 24» узнал у специалистов рынка труда, что происходит с вакансиями, в каких областях стоит искать работу и почему спрос на курьеров может упасть. Какие профессии востребованы? «У нас почти не осталось профессиональных сфер, где фиксировался бы рост вакансий, – говорит руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. – Если осмотреть первые две недели апреля по сравнению с последними неделями марта, наблюдается незначительное снижение, скорее всего, еще через две недели мы увидим более отрицательную динамику». «Достаточно большая активность у больниц, поликлиник, которые ищут врачей, фельдшеров и другой медицинский персонал, – отмечает Игнатова. – Медицина – это единственная профсфера, которая осталась в положительной зоне. Так же колебания в районе нуля мы видим пока в госслужбе, строительстве. Двукратный-трехкратный рост спроса есть на курьеров, водителей, работников склада – на тот персонал, который продолжает работать, чтобы поддерживать жизнеобеспечение населения. Наблюдается хороший спрос на разработчиков. Все сейчас в онлайне – конференции, учеба, работа, и есть специализированные платформы, которые помогают вести эту деятельность. Вот там сейчас идет бум найма». Одно из последних исследований HH.ru показывает, что до трети компаний малого и среднего бизнеса думают о том, что в ближайшее время им придется снизить численность персонала, если ситуация не улучшится. Однако рынок труда не умер, искать специалистов продолжают, хотя тактика изменилась. Зачастую вакансии на лидерские, менеджерские позиции не публикуют в открытом доступе, а точечно ищут конкретных людей. В настоящее время быстро найти работу можно, например, в сегменте e-commerce (электронной коммерции). Очень востребованы водители, сотрудники колл-центров. Ажиотажный спрос наблюдается на курьеров, однако, если ситуация с карантином затянется, потребность в этой категории персонала будет снижаться, так как доходы у населения будут падать, следовательно, покупательская способность сократится. Надобность в таком количестве персонала у онлайн-магазинов отпадет, уверена директор по продажам и маркетингу кадрового холдинга «Анкор» Наталья Щербакова. «Карантин также спровоцировал высокий спрос на тренеров и коучей, способных работать онлайн, – говорит эксперт. – На кадровом рынке большой спрос на медицинских сотрудников. И связано это не только с эпидемиологической ситуацией: под влиянием общей тревожности люди стали больше заботиться о своем здоровье». По данным управляющего партнера рекрутингового агентства Selecty Арсения Федоткина, оборот, а соответственно, и набор специалистов вырос на 100% в сфере продуктового ритейла, курьерских, медицинских и фармацевтических компаний, e-commerce, клиентских служб. «Абсолютно нулевое движение на рынке вакансий в туристическом и гостиничном бизнесе, непищевой рознице, индустрии развлечений, общественного питания и недвижимости. Этот сектор экономики переживает сокращения, ведь он пострадал больше всего, и всех игроков ждет очень длительное восстановление. На прежнем уровне оставили найм металлургия, банковский сектор, нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, товары народного потребления», – говорит Федоткин. Высокий спрос наблюдается на управленцев, которые могут организовать эффективную работу удаленных команд, повышать выручку компании, адаптировать бизнес к новым условиям. Это руководители проектов, отделов, антикризисные управленцы и все, кто способен оптимизировать работу компании в кризисный период. К концу эпидемии на рынке вырастет спрос на специалистов, которые смогут отстроить все бизнес-процессы заново и наладить все, что пострадало. Ставка на интернет Эксперты единогласны в том, что в нынешних реалиях соискателям надо делать ставку на все, что связано с digital и IT. «Еще более востребованными стали интернет-профессии, – говорит руководитель направления HR рекрутинговой компании Hays Анна Михеева. – Это SMM-менеджеры, копирайтеры, контент-продюсеры, таргетологи. Все, кто производит контент и умеет его продвигать в различных социальных сетях. Также растет спрос на профессионалов с экспертизой digital-performance-маркетинга, mobile и CRM. В сфере IT ищут специалистов по разработке на языках Java, Python, C++, C# на бэкэнде и React фреймворк Javascript на фронтэнде. На сегодняшний день самым большим спросом пользуются мобильные и фронтэнд-разработчики. Все больше набирает обороты blockchain-индустрия, а также заметно растет интерес к робототехнике, VR, машинному обучению, искусственному интеллекту и интернету вещей». Ожидается, что работодатели еще больше внимания будут уделять так называемым soft skills (гибким навыкам) соискателей. Кандидат должен развивать свои способности, учиться, быстро и эффективно подстраиваться под любую ситуацию, при этом принося прибыль компании. «Людям, которые внезапно потеряли работу, придется набраться терпения. На рынке труда ожидается уменьшение количества вакансий и одновременно увеличение среднего срока поиска работы. Многие сотрудники приостановят поиски новой работы, опасаясь турбулентности и нестабильности на рынке, а потому будут переходить в другие компании реже, и количество свободных вакансий будет значительно меньше, чем в докризисный период. Время «простоя» лучше всего провести с пользой и посвятить его обновлению своих знаний, навыков, компетенций», – отмечает Михеева. Как меняются ожидания соискателей и требования к кандидатам По словам гендиректора Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Натальи Сторожевой, в последние три-четыре недели ситуация развивается лавинообразно, так как рынок труда очень пластичен и молниеносно откликается на любые перемены в жизни. «В конце прошлой недели стала заметна тенденция снижения требований к зарплате у соискателей. Они стали соглашаться на гораздо меньшие суммы. Минус 10-15% в среднем стали просить продавцы, сотрудники клиентского обслуживания. Некоторые со скрипом и без энтузиазма «падали» на 15-20%, это были специалисты по маркетингу и интернет-продвижению, пиарщики», – говорит Сторожева. Для работодателей на первое место выходят такие качества, как гибкость, желание работать в изменяющихся условиях, готовность к более сложному или гибкому графику. Предпочтение отдается кандидатам с широким набором знаний и навыков, людям, способным взять на себя выполнение дополнительных задач. «Бизнес выживает, борется за рынок и клиентов, поэтому требуются инициативные, деятельные сотрудники, способные к эмоциональной саморегуляции», – считает эксперт.

Реально ли найти работу? Как коронавирус изменил рынок труда в России
© Мир24