Прюитт-Айгоу: темные страницы истории многоэтажек
В 1955 году по проекту архитектора Минору Ямасаки (известный всему миру по созданию башен-близнецов в Нью-Йорке) был построен небывалый для тех пор жилой комплекс Прюитт-Айгоу (Pruitt-Igoe), названный в честь темнокожего героя Второй мировой войны и белого конгрессмена от штата Миссури. Этот амбициозный проект был создан согласно принципам Ле Корбюзье и сулил тогда еще начинающему архитектору славу! [caption id="attachment_1449977" align="alignnone" width="507"] Фото guardian.com[/caption] Так какая судьба ждала проект? И почему М. Ямасаки впоследствии стыдился упоминать о нем? В городе Сент-Луис, штат Миссури в 50-х годах создалась типичная для США того времени кризисная ситуация: большие города манили возможностями, но преуспеть удавалось не всем. Рядом с престижными районами возникали трущобы. Правительство президента Эйзенхауэра, желая решить жилищный вопрос, начало строительство многоэтажных кварталов, одним из которых и стал Прюитт-Айггоу. Малоимущее население за посильную арендную плату смогло перебраться из разваливающихся домов в отдельные, полностью меблированные квартиры, в которых каждый член семьи был обеспечен своей комнатой. Все это звучало как чудо! Но разве не сбываются мечты под рождество? И в декабре 1956 года первые жильцы уже стали обустраиваться на новом месте. В 11-этажных блоках темнокожее и белое население города должно было жить под одной крышей, положив тем самым конец расовой сегрегации. В квартале были школы, а первые этажи каждого дома отдавались под общественные пространства, прачечные и кладовки. На 1-м,4-м, 7-м и 10-м этажах располагались просторные светлые галереи. Именно на этих уровнях останавливались лифты, которые работали по системе skip-stop. [caption id="attachment_1450068" align="alignnone" width="282"] Фото grahamfoundation.org[/caption] Сделано это было специально – предполагалось, что галереи станут местом социализации, дружеского общения между соседями; здесь дети смогут играть, если вдруг на улице будет плохая погода. По началу все вроде бы шло неплохо. Только вот очень быстро социальное расслоение дало о себе знать. Многоэтажные дома способствовали росту преступности - увы, суровые нравы трущоб не исчезли! Арендная плата стала расти, а инфраструктура зданий постепенно начала приходить в негодность. Большая часть населения оставалась безработной и не платила по счетам. Очень скоро благополучные жильцы переехали в менее заселенные кварталы. Квартиры начали пустовать, а район облюбовали наркоторговцы, сутенеры и проститутки. Коммунальные службы и полиция боялись приезжать в Прюитт-Айгоу даже днем, так как сразу же были атакована уличными бандами. [caption id="attachment_1449997" align="alignnone" width="450"] Фото zoningthegardenstate.wordpress.com[/caption] В некогда светлых галереях происходили разборки. Но самым страшным местом стали лифты – жертвы оказывались в настоящей западне без шансов на побег. К 70-му году коммуникации окончательно пришли в негодность, и случился прорыв канализации. Квартал были вынуждены признать зоной бедствия! О судьбе Прюитт-Айгоу начались споры. Появились обвинения и в адрес архитектора. Именно непродуманная конструкция зданий, по мнению некоторых критиков, способствовала росту преступности. [caption id="attachment_1450025" align="alignnone" width="632"] Фото www.abc.net.au[/caption] После долгих дебатов Прюитт-Айгоу все же было решено снести. Весной 1972 года было взорвано первое здание. Снос транслировался по телевидению США и эти сцены даже легки в основу философского фильма «Койяанискаци». Социологи и урбанисты до сих пор спорят, что же стало причиной трагедии – неудачная архитектурная планировка или же социальная подоплека.