Важные и не очень. Кого предлагает поддержать главное промышленное ведомство
Без гармони - никуда 21 апреля Министерство промышленности и торговли России опубликовало перечень системообразующих организаций, вошедший в список, утвержденный 17 апреля правительственной комиссией по поддержке устойчивости развития российской экономики. В перечень включены 246 компаний, представляющие 15 отраслей отечественной индустрии, начиная от автомобилестроения, авиации и судостроения и заканчивая радиоэлектроникой, химией, железнодорожным машиностроением и даже производством социально значимых товаров. Именно последняя отрасль не может не вызывать вопросов с точки зрения ее значимости для страны. Например, поддерживать отнесенный к ней «Веломоторс», производящий велосипеды, – бесспорно нужно, исходя из необходимости улучшения здоровья населения (катания на велосипеде помогает укреплению мышц, сердца и сосудов, нервной системы). Зато роль «Тульской гармони», изготавливающей баяны, аккордеоны и гармони, или «Нева-Саунд» и «Лютнер СПБ», занимающихся торговлей музыкальными инструментами, мизерна и подавляющее большинство граждан нашей страны без игры на них прекрасно проживет. Не менее удивительно, наличие в документе компаний «Десятое королевство» и «Мир хобби», продающих детские игры и игрушки. Они – не конкуренты китайским производителям, заполонившим своей продукцией полки российских магазинов. Зато возможно поддержка не помешает «Отто Бокк Мобилити», реализующей инвалидные коляски, хотя владеющий ею европейский концерн Ottobock мог бы и сам при необходимости ей помочь. Зато число автопроизводителей в перечне увеличилось с прежних 9 до 12, причем поменялся их состав. Его костяк представлен «АвтоВАЗом», «ГАЗом», «КамАЗом» и «Уралом», готовые просить о государственной помощи вне зависимости от того, испытывает ли российская экономика спад или подъем. Из него исключили «Нефаз», поскольку он подконтролен «КамАЗу», и «Автодизель», входящий в «ГАЗа». Был убран холдинг «СДС-Маш», явно не имеющий никого отношения к автомобилестроению, не считая его «дочки» «КузбассБизнесАвто», реализующей на отечественном рынке транспортные средства и планировавшей в 2018 году вместе с китайской Xuzhou Construction Machinery Group организовать производство тяжелой техники. Напротив, в нем остались Sollers, Volkswagen Group Rus и Renault Russia и были добавлены «Автотор», Toyota Motor, Hyundai Motor Manufacturing Rus, Nissan Manufacturing Rus и PCMA Rus. И если важность поддержки Sollers и «Автотора» еще можно объяснить наличием у них акционеров из России, то владельцами остальных являются крупнейшие мировые автоконцерны, явно обладающие большими финансовыми ресурсами и могущие при необходимости занять денег в любом банке на планете. Химики и шинники Не менее интересно изучать названия химических компаний. В перечне Министерства промышленности и торговли России оказались «Апатит» и «ФосАгро», однако, в действительности «Апатит» – ключевое предприятие «ФосАгро», выпускающее азотные и комплексные удобрения. Непосредственно сама «ФосАгро» явно не бедствует, недаром ее чистая прибыль за минувший год превысила 37 млрд рублей и может быть использована для помощи каждому из ее заводов. Точно также не «голодают» включенные в перечень производители средств защиты растений «Август» и «Щелково Агрохим», не испытывающие сколь-либо серьезных затруднений с продажами гербицидов и инсектицидов для нужд сельского хозяйства (сейчас в стране стартуют весенние полевые работы и закупки агрохимикатов идут полным ходом). И к счастью, у чиновников хватило ума исключить из документа «Славкалий», строящий Нежинский ГОК в Беларуси. Нет оснований говорить о больших проблемах у шинных предприятий, принадлежащих финской Nokian Tyres, итальянской Pirelli и французской Michelin – спрос на их шины будет при любых экономических условиях. Отечественному же станкостроению поддержка вряд ли нужна. Во всяком случае в документе упомянуты «Стан», Челябинский кузнечно-прессовый завод, «Фиолент», «Тяжпрессмаш» и отчего-то отсутствуют Липецкое станкостроительное предприятие, «Саста», Краснодарский и Южный заводы тяжелого станкостроения. То ли у них выручка меньше 1,3 млрд рублей, то ли численность персонала ниже 250 человек Столь странный подход к станкостроению вызывает недоумение у отраслевых экспертов. «Это критически важна отрасль, представленная большим количеством мелких предприятий. Выручка в 1,3 млрд рублей для них – очень высокий уровень «отсечения». Учитывая критическую важность импортозамещения – выбрасывать их из системы потенциальной государственной поддержки – довольно опасная история, так как без данной отрасли критическое отставание производственных технологий будет только усиливаться», – считает Максим Худалов, старший директор АКРА. «Ничтожные» 1,5 % Вместо них министерские чиновники отнесли к станкостроительной отрасли «Победит», вообще-то считающийся металлургическим предприятием: он выпускает вольфрам и молибден и их сплавы. Аналогичным образом они причислили к нефтегазовому машиностроению Объединенные машиностроительные заводы, хотя, судя по их пресс-релизам, в структуре заказов доминирует продукция для атомной энергетики. Для нее работает и «Атомэнергомаш» (актив «Росатома»). Кстати, список системообразующих организаций далеко не полный и до конца недели в него должны быть добавлены предприятия металлургии, сельскохозяйственного и пищевого машиностроения, фармацевтики, торговые и мебельные компании. Меры же помощи им могут быть самые различные. «Поддержку можно получать и в виде вкладов в капитал, и в виде льготных кредитов, и в виде государственных гарантий, кроме того доступ к государственному заказу также является немаловажным фактором помощи», – перечисляет же Максим Худалов. В денежном же выражении поддержка может оказаться весьма внушительной. Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин оценивает ее объем в 1,5 % от валового внутреннего продукта России. В 2019 году он составил 110 трлн рублей, значит речь идет о сумме примерно в 1,65 трлн рублей. Деньги по нынешним временам солидные, однако, их может и не хватить, если эпидемия коронавируса затянется и цены на нефть еще долго будут находиться на низком уровне. Тогда придется выделять еще больше, забирая их из Фонда национального благосостояния или же урезая статьи социальных расходов федерального бюджета. Тратить же собственные средства владельцы компаний, отнесенных к системообразующим, похоже не спешат. Фото: pxhere.com