Ещё

Продажа страховых продуктов в России все больше смещается в онлайн 

Продажа страховых продуктов в России все больше смещается в онлайн
Фото: Российская Газета
Первым продуктом, продажи которого стартовали онлайн, стало ОСАГО. Электронные полисы начали продавать с 2017 года. Затем постепенно на дистанционные продажи перешли и другие сегменты, в частности почти полностью — страхование выезжающих за рубеж. Уже к концу 2018 года, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем сегмента электронного страхования без учета ОСАГО в 2017-м вырос в 1,5 раза, почти до 13 миллиардов рублей. А в 2019-м — до 19-20 миллиардов рублей.
Проведенный аналитиками агентства опрос показал, что возможность купить страховой полис на сайте есть почти у всех страховщиков, а онлайн-урегулирование убытков — у половины из них. За последний год страховой полис через интернет оформлял каждый десятый россиянин, показал опрос Аналитического центра НАФИ.
— С 2016 по 2019 год доля россиян, имеющих опыт оформления страхового полиса онлайн, почти не менялась, — указал руководитель проектов в сфере финансовых исследований Аналитического центра НАФИ Всеволод Хоменко. — На рынке банковских услуг динамика цифровизации потребительского поведения имеет более выраженный характер. Например, за сходный период доля россиян, предпочитающих безналичный способ оплаты, выросла втрое — с 16 до 46 процентов.
Такую динамику в сфере банковских услуг можно объяснить тем, что пользователям сегодня доступно множество возможностей. Например, оплатить услугу можно и картой, и с помощью телефона, и с помощью биометрических данных. У каждого крупного банка есть мобильное приложение, их услуги встроены в маркетплейсы финансовых услуг. В прошлом году, по оценкам Deloitte, объем финтех-рынка составил 60 миллиардов долларов, а в этом может вырасти до 65.
Хотя бы раз страховой полис онлайн покупал каждый десятый россиянин
Страховой рынок идет по тому же пути. Слово insurtech (дословно «технологии в страховании». — Ред.) постепенно становится привычным, и крупные участники рынка стали развивать подобные проекты в последние два года. При этом за восемь лет во всем мире в insurtech было инвестировано более 10 миллиардов долларов (по подсчетам McKinsey&Company). Быстрее других растут стартапы в сфере медицинского страхования и страхования жизни. Как отмечают эксперты Bain&Company, большинство из них — это не страховые компании, а технологические платформы, предоставляющие программное обеспечение и аналитику для страховой отрасли. Еще 38 процентов — дистрибьюторы страховых услуг, в том числе приложения для сравнения предложений.
Инвестиции в insurtech ускоряются: за прошлый год, как отмечают в Hampleton Partners, они составили 6 миллиардов долларов. По оценкам PwC, среди наиболее интересных инвесторам технологий — решения в области искусственного интеллекта, помогающие управлять продажами и формировать персонализированные предложения для клиентов. Здесь можно выделить телематику — информация об индивидуальных особенностях клиентов собирается через данные со смартфонов, носимых гаджетов, устройств «умного дома» и так далее. Такие технологии полезны в страховании жизни и добровольном медицинском страховании, в моторных видах и страховании имущества.
Страховщикам интересны технологии роботизации бизнес-процессов, что особенно актуально сейчас, когда нагрузка на ИТ-инфраструктуру большинства компаний выросла. Такие решения помогают автоматизировать рутинные процессы, а «живых» сотрудников освободить для более творческих задач. Это широко используется в коммуникациях с клиентами — многие страховщики внедрили чат-ботов, которые благодаря технологиям искусственного интеллекта могут оценить, справятся ли они с вопросами клиентов самостоятельно или требуется привлечение живого консультанта. В этом же русле находится интерес к цифровым речевым технологиям.
В корпоративных видах страхования для управления и отслеживания объектов используются технологии интернета вещей, а также дроны.
Комментарий
, основатель и исполнительный директор «Манго Страхование»:
Фото: Пресс-служба «Манго Страхование»
Пришло время быстрых, умных и радикальных. В наши дни можно отправить в космос «Теслу» и заказать ночью домой любую еду, а страхование за всеми этими процессами опаздывает. Я даже рад, что из-за пандемии наступает время тектонических сдвигов в страховой индустрии.
Ситуация, на мой взгляд, будет развиваться так, как в 2008-м в других отраслях, — небольшие современные компании будут расти, а крупные консервативные компании начнут проигрывать. Я хорошо помню, как выручка в прошлый кризис выросла, а «Первого канала» — упала. Притом что у «Первого канала» все-таки был сайт, и по идее они могли бы продавать рекламу и на сайте. Но не получилось. То же самое будет происходить и с иншуртех-компаниями — они будут появляться и забирать долю рынка у устаревших гигантов, как это уже происходит во всем мире.
Большие страховые компании просто не смогут «переобуться на лету» и мгновенно диджитализироваться, потому что прямые продажи онлайн подрывают их главный канал продаж сейчас — агентов. Вот смотрите: у вас есть крупный агент, который продает ваши страховки и страховки ваших конкурентов. И вы решаете: давайте мы начнем продавать онлайн, без агентов. Фактически это объявление конкуренции со своим агентом.
И если раньше, когда рынок рос, вы еще могли рискнуть, то сейчас, когда он падает, вы точно не захотите дать повод своему агенту обидеться на вас и начать продавать страховки конкурирующих компаний. В стратегическом менеджменте это называется forward integration conflict — нельзя конкурировать со своей сетью дистрибуции. У новых компаний, таких как наше «Манго», нет сети дистрибуции, мы ни от кого не зависим и можем выстраивать продажи так, как сами хотим. Напрямую людям.
Я совершенно не понимаю, зачем вообще нужно неонлайн-страхование сейчас, в 2020-м. В классической страховой, чтобы застраховать имущество, требуется выезд агента, опись и подписание бумажного полиса. Оформление занимает дни. Онлайн-сервис попросит только адрес квартиры клиента, остальную информацию робот вытащит из доступных баз и предложит покрытие, актуальное для конкретного жилья, и риски на выбор. Полис начинает действовать мгновенно, сразу после оплаты.
Ждать обещанных компенсаций в классической страховой клиентам приходится очень долго, тогда как insurtech-компании (как наше «Манго») позволяют выплачивать деньги в тот же день, когда наступил страховой случай.
Любой посредник — это зло, и он мешает как клиентам (цена выше, выплаты меньше), так и страховым (посредники обычно и являются инициаторами страхового мошенничества). Онлайн-компании делают все процессы проще и быстрее, а самое главное — выплачивают клиентам больше денег за счет экономии на агентах, офисах и бюрократии.
Видео дня. Ставки по ипотеке к концу года могут упасть до 7 процентов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео