Мощность имеет значение: востребованность высокосильных тракторов в России
Не секрет, что российский парк тракторов, да и другой сельхозтехники, нуждается в обновлении. Согласно данным за 2019 год, в стране устарело порядка 80% тракторов и порядка 60% комбайнов, а в некоторых регионах доля изношенной техники доходит почти до 90%. Понятно, что решение этой проблемы упирается в финансирование, а сейчас, когда экономическая ситуация стала еще критичнее из-за пандемии коронавируса и падения цен на нефть, очень сложно строить прогнозы и изыскивать ресурсы на обновление парка. Аграрии пока не знают, как они закончат год, по какому курсу и по какой цене будут продавать урожай, что делает их очень осторожными в принятии решении о покупке техники. Дешево не всегда означает выгодно Еще один сдерживающий фактор – отсутствие рынка б/у машин в России. Например, в Западной Европе, где техника работает 3 – 6 лет, а потом меняется, фермер, как правило, продает устаревающую машину и покупает вместо нее новую – и это обычная практика, за счет которой формируется рынок техники, бывшей в употреблении. У нас же, как правило, устаревшая машина, не справляющаяся со своими задачами, просто переставляется на более простые работы, потому что до этого она работала на износ – в течение 10 – 15 лет, – и цена от ее продажи будет слишком низкой. Особенно эта ситуация критична на рынке мощных тракторов в силу их высокой цены. Одновременно именно в России эта категория машин очень востребована – если аграрный сектор Европы в основном складывается из небольших фермерских хозяйств, где основные запросы приходятся на трактора около 200 – 250 л. с., то в нашей стране с ее огромными сельхозугодьями, находящимися в распоряжении крупных и средних агрохолдингов, гораздо выше потребность в тракторах мощностью 300 – 400 л. с. Например, если в 2012 году в Россию поставлялось менее десяти единиц тракторной техники мощностью 370 – 400 л. с., то в последние годы это число превысило сто единиц. Мощные трактора нужны российским аграриям, и тем более в условиях кризиса – они позволяют снизить расход топлива и увеличить производительность. И сейчас в хозяйствах уже умеют считать, сколько стоит трактор – уже не смотрят просто на цену, как раньше, но и учитывают, сколько он прослужит, во что обойдется сервис, какова его топливная эффективность, точность выполнения работ и так далее. С учетом этих корректировок самые дешевые машины – далеко не самое выгодное приобретение. Из-за повышения курса доллара и евро относительно рубля наиболее востребованными тракторами в этом сегменте все еще остаются тракторы с шарнирно-сочлененной рамой локального производства, но все больше аграриев обращают внимание в первую очередь не только на стоимость, но и на надежность техники, поскольку простои в сезон, связанные с отсутствием запасных частей или сервисных служб, не смогут перекрыть потери урожая. Поэтому все чаще для тех работ, где требуется высокая точность и производительность, покупается более дорогая техника от надежных проверенных брендов, гарантирующих качественное послепродажное обслуживание и другие сервисы. Чего хотят аграрии Если говорить о конкретных классах тракторов, то в сегменте мощных машин наиболее востребована техника мощностью от 280 до 370 л. с. Как следствие, под нее выпускается много разных орудий для различных работ и технологий. Кроме того, эти тракторы универсальны – их можно использоваться не только, скажем, для посевных работ или обработки почвы, но и для транспортных работ. Кроме того, аграрии смотрят на техническую оснащенность и нередко присматриваются к тем производителям, которые поставляют технологии вместе с техникой. Это, во-первых, навигационные решения, без которых невозможно точное земледелие. Очень важна точность сигнала, и на передовых в своем классе машинах она очень высока – до двух с половиной сантиметров. Сегодня также существуют технологии, благодаря которым по навигации идет не только сам трактор, но и прицепное оборудование. За счет этого при уклонах или на подъемах орудие не отклоняется, а четко следует за трактором. Во-вторых, это передача данных, позволяющая вести мониторинг работы машины в режиме реального времени, корректировать глубину обработки, объемы внесение удобрений и другие операций и т.п. Кроме того, они позволяют перенести все данные, например, в 1С и сделать полный отчет не только по тракторам, но и по всем машинам. Покупая такой трактор, клиент получает готовое комплексное решение, а не просто трактор как таковой. Наконец, золотым стандартом становится наличие сервисной поддержки и доступность запчастей, поскольку простои для аграриев критичны как ни для кого другого. Ведутся разговоры и о беспилотных технологиях, но в России это пока что вопрос будущего. В Европе уже работают пилотные модели, но это связано с тем, что там лучше развита инфраструктура для их внедрения. Беспилотный трактор не существует сам по себе – ему нужна как минимум связь, а в России она есть далеко не на всех полях. Гораздо востребованнее современные тракторы, оснащенные новейшими навигационными решениями, а также опытные, квалифицированные операторы, давно работающие в хозяйстве и хорошо знающие особенности конкретных участков почвы. Это очень сложная техника, для новичка практически невозможно сесть за нее и поехать. Беспилотная техника, несомненно, тоже будет развиваться, но это вопрос будущего: для нее требуются идеальные по ландшафту поля и полное покрытие сигналом. Пока же мы к нему не пришли, важнее обеспечить подготовку таких операторов, а также искать пути для обновления парка тракторов в российских хозяйствах. (Автор: Ангелина Горшкова. Фото предоставлено агентством Win2Win, представляющим John Deere).