Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

«Изоляция»: как омский бизнес проходит квест на выживание

Так или иначе коронавирус повлиял на все сферы омского бизнеса. Как показали результаты опроса, многим компаниям пришлось полностью отправиться на карантин, другие вынужденно освоили удаленку. Пожалуй, наиболее уверенно в сложившейся ситуации чувствуют себя предприниматели, связанные с крупным бизнесом.
«Изоляция»: как омский бизнес проходит квест на выживание
Фото: Новый ОмскНовый Омск
Выручка равна нулю
Омская индустрия красоты полностью лишилась дохода. Владелица сети студий красоты «Монро» Марина Власова закрыла все три своих салона с начала карантина. И адаптировать бизнес в условиях самоизоляции нет никакой возможности.
Марина Власова,руководитель сети студий красоты «Монро»
Наша сфера не может уйти в онлайн — парикмахерам и мастерам маникюра требуется присутствие клиента. Разумеется, выручка у нас сейчас равна нулю. Предложенные отсрочки по налогам, думаю, нас не спасут. Единственное, что мы можем делать, это подогревать интерес потребителей, общаться с ними в соцсетях для того, чтобы о нас помнили. Этим мы сейчас и занимаемся: устраиваем челленджи, делаем для соцсетей полезные подборки, как ухаживать за собой дома, как подстригать челку, как снимать гель-лак, как делать мужской маникюр. На дому продолжают работать все администраторы: прозванивают клиентов, переносят сроки посещений. Весь май у нас уже расписан.
Среди позитивных моментов у «Монро» — один из салонов освободили от арендной платы на время карантина. Остальные два помещения у предпринимательницы в собственности.
Впрочем, есть сомнения, что платежеспособный спрос на услуги красоты останется на прежнем уровне, особенно под вопросом премиум-сегмент.
В надежде на помощь
Опустевшие торговые комплексы в Омске, пожалуй, в условиях пандемии могут пострадать сильнее других. Владельцы ТЦ идут навстречу своим арендаторам и отменили для них арендную плату. Но сами при этом остались без поддержки от государства.
Екатерина Стецкова,управляющая ТЦ Festival City
Ситуация сложная, если не сказать катастрофическая. Под удар попали все сферы бизнеса, и торгово-офисные комплексы в том числе. Мы находимся в единой коммерческой цепочке и понимаем, что лучше нам поддержать наших арендаторов, не начисляя им арендную плату, для того чтобы в последующем им было легче выйти на прежний уровень доходов.
Для тех, кто сейчас продолжает работу в Festival City, — продуктовые магазины и аптеки — предоставлены скидки по аренде. Но сам комплекс таких привилегий получить не может:
«У нас нет возможности получить полный объем льгот, которые декларируются для малого и среднего бизнеса. Десятки омских ТЦ обратились с письмом к омскому губернатору, чтобы добиться такой поддержки. У нас доходы упали более чем на 80%, а у некоторых — на 100%. Все собственники торгово-офисных площадей терпят убытки, потому что должны содержать собственный штат, обеспечивать функционирование здания, платить налоги, возвращать кредиты», — рассказала Екатерина Стецкова.
Спасают крупные клиенты
Виолетта Уразаева, владелица компании «АРИС», рассказала «Новому Омску, что режим самоизоляции привнес некоторые трудности в работу сферы клининговых услуг. Когда были объявлены ограничительные мероприятия и резко ужесточились требования к уборке помещений, на рынке дезинфицирующих средств возник хаос. Сначала нужный товар исчез там, где компания привыкла его брать, доверяя качеству. Параллельно на препараты резко возрос спрос, пришлось срочно расширять базу поставщиков.
Виолетта Уразаева,владелица компании «АРИС»
Второй волной стало взрывное количество предложений продуктов с характеристиками, кратно заниженными относительно требований . В основном это выясняется еще на этапе изучения документации. Были случаи, когда нам поставляли дезинфицирующие средства, у которых, судя по документам, все было в порядке, но наш внутренний контроль этого не подтверждал. Несколько партий мы вернули.
Выживать в сложившихся условиях компании «АРИС» помогает стратегия, выбранная еще на старте работы. Владелица бизнеса сразу взяла ориентир на крупные производства. Именно они сейчас обеспечивают стабильными заказами в области санитарно-гигиенической безопасности.
«Ряд заказчиков или уменьшил объем услуг, или вовсе отказался от них, так как прекратил работать в период ограничительных мер. Но есть и противоположные примеры. Так, например, завод по производству полипропилена «Полиом» в условиях пандемии поставил перед нами сразу несколько нестандартных задач. В первую очередь по организации дезинфекции предприятия для вахтового персонала. Чтобы защитить себя и регион от остановки производства по причине распространения вируса, завод выбрал самую эффективную меру — организовал внутреннюю вахту для ключевых работников, которые не могут перейти на удаленку. Мы провели обработку всех помещений, помогли организовать дезбарьеры. Нам даже пришлось привлечь дополнительный персонал, который также стал частью вахты — прошел превентивное тестирование и сейчас изолирован от внешних контактов вместе с производственниками», — рассказала Уразаева.
На Омском заводе полипропилена подтвердили, что стараются максимально обеспечить занятость подрядчиков в сложный период. По слова генерального директора «Полиома» , поддерживают бесперебойную работу завода не только клининг, но и представители других сфер местного бизнеса.
Игорь Тихонов,генеральный директор ООО «Полиом»
У нас несколько десятков активных договоров с компаниями Омской области, по которым мы продолжаем работать в период ограничительных мер, если это не противоречит требованиям регионального и федерального законодательства. Работают сервисные организации — не только клининг. Это и энергетики, и ремонтники, и лаборатория экомониторинга и другие подрядчики, которым мы обеспечиваем безопасный доступ на площадку. Продолжают свои разработки проектные компании. Сохранили поставки от омских производителей спецодежды, упаковочных материалов, электротехники, других деталей и комплектующих. Мы по-прежнему доставляем транспортом работников, не остановили образовательный процесс. В связи с организацией вахты в чем-то даже расширили занятость — арендуем помещение для вахтового персонала, организовали для них питание и обслуживание. Важно, что по всем договорам мы, как и прежде, рассчитываемся аккуратно в срок.
Онлайн как способ выживания
Тренеры фитнес-клуба MASTERCLUB на самоизоляции начали переходить на онлайн-занятия.
Татьяна Речух,управляющая MASTERCLUB
На тренировки по видеосвязи перешли почти все тренеры. Первые две недели были бесплатные занятия, а сейчас ввели минимальную плату. Но заработки существенно упали, поскольку среди постоянных клиентов только 20% готовы заниматься дома.
Определенные плюсы в онлайн-работе все же есть. Во-первых, это возможность расширить географию клиентов. На самоизоляции Татьяна проводит персональные тренировки не только для омичей: одна из ее клиенток живет в Европе.
«Я начала смотреть вебинары, чтобы развиваться как онлайн-тренер, уметь правильно построить занятие на дистанции. Давно хотела развивать это направление, а сейчас как раз нашлось для этого время. Но полностью на удаленку уйти не получится, поэтому мы все ждем, когда откроются клубы», — рассказала Татьяна.
Серьезный удар нынешний кризис нанес и по бизнесу в сфере общественного питания. Рестораны и кафе вынуждены существовать в режиме доставки, но это не спасает индустрию.
Ресторан «Маниллов Gourmet», который работает в нише авторской гастрономии, запустил собственную доставку блюд, которой в «докарантинные» времена у них не было. Управляющая рестораном Наталья Пальчик рассказала, что для этого пришлось в максимально короткие сроки дорабатывать сайт.
Наталья Пальчик,управляющая ресторацией «Маниллов Gourmet»
Для развития доставки нам пришлось перестроить меню. Новой фишкой стали несколько видов пиццы, в том числе по авторским рецептам. Сделали упрощенный вариант некоторых блюд, но ряд прежних позиций остались. Ввели в ассортимент полуфабрикаты, которые также делаем необычными, например, вареники и пельмени из заварного теста. Работаем с соблюдением всех профилактических мер, используя маски, регулярно проводя дезинфекцию. В плане выручки объемы существенно сократились. Нам непросто, но мы держимся, не теряем связь с гостями. Планируем запустить Skype-встречи на различные темы.