Вернется ли алкоголь на онлайн-витрины

Во время самоизоляции онлайн-продажи сильно выросли, особенно продовольственных товаров. В числе прочего стала особенно актуальна покупка алкоголя – бары и рестораны закрыты, а дома сидеть скучно. Несмотря на то, что российское законодательство содержит прямой запрет на дистанционную торговлю алкогольной продукцией, ежегодные обороты запрещенного сектора оцениваются в миллиарды рублей. В правительстве и среди экспертов с новой силой развернулась дискуссия о легализации онлайн-продаж спиртного. Одни говорят о развитии продовольственного ретейла и выводе средств с теневого рынка, другие напоминают об опасности суррогатов и алкоголизма в целом. Запрет на дистанционную торговлю алкогольной продукцией в России действует с июля 2007 года, соответствующее положение закреплено в законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Штраф за нарушения для организации может достигать 300 тыс. рублей. Сам ресурс, где размещается информация о продаже, подлежит блокировке. Полномочия на это есть у Росалкогольрегулирования, Генпрокуратуры, МВД, Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы (ФНС) и Роскомнадзора. Как торговые сети справляются с ажиотажем на фоне коронавирусной пандемии Однако бутлегеры, как всегда, находят выход из положения. Крупные онлайн-супермаркеты придумывают различные обходные схемы. Например, на сайте указывается, что доставка алкоголя осуществляется только до точек выдачи и винотек. То есть за заказом нужно будет прийти лично, в разрешенное законом время, предъявив паспорт – как в обычный розничный магазин. Однако на деле при оформлении доставки выясняется, что товары при желании могут привезти клиенту домой. Другие включают алкоголь в состав наборов и сувенирных корзин, которые так же доставляются до квартиры или дачи. Мелкие же поставщики просто мошенничают, меняют интернет-ресурсы, продают через соцсети и мессенджеры. Вместе с тем, в 2019 году оборот «теневого» рынка алкоголя в интернете оценивается в 2,5 млрд рублей (по данным Group-IB). Каждый год он растет в среднем на 20% – в 2018 году оборот составлял порядка 2 млрд рублей. Карта онлайн-продаж Центр мониторинга алкогольной продукции в сети интернет «Щит» составил полноценную карту незаконной онлайн-продажи алкоголя. За три месяца – в период с 1 ноября 2019 года по 1 февраля 2020 года обнаружили более 12 тысяч сообщений на тему дистанционной продажи алкоголя, рассказал директор Центра Сергей Брода. Лидером по публикации таких предложений – 72% от общего количества – стали социальные сети. Так, в ВКонтакте обнаружено около 6 тысяч сообщений, в Фейсбуке – 980, Одноклассниках – 860, Инстаграме – 677. Кроме того, в первой пятерке антирейтинга значатся мессенджеры (21%), а также блоги (3%), по 2% сообщений приходится на форумы и микроблоги. При этом Центр выявил интересную закономерность, что больше всего объявлений публикуется в микро-сообществах: более половины сообщений были обнаружено в группах, где меньше ста подписчиков. Еще четверть пришлась на паблики, где меньше пятисот подписчиков. А вот группы от тысячи подписчиков публикуют такие посты реже, чтобы не «засвечиваться». Онищенко поддержал идею ограничения продажи алкоголя во время пандемии «Если говорить о поисковой выдаче, в системах Яндекс и Google в Рунете существует порядка нескольких тысяч сайтов, посвященных продаже и доставке алкоголя после 23:00. Они не сильно страдают от блокировок, т.к. сборка нового сайта на основе готовых материалов занимает пару часов. Место заблокированной площадки почти сразу занимает другой», – отметил Брода. Кроме того, на видеохостинге YouTube обнаружено 343 видеоролика-инструкции по открытию подобного нелегального бизнеса, коммерческие и маркетинговые идеи по продвижению незаконных продаж алкоголя онлайн. Актуальна эта тема и для даркнета, но пока больше в ранге «оптовых» закупок. В ру-сегменте даркнета специалисты Центра обнаружили порядка 700 объявлений, посвященных продаже алкоголя. В силу специфики площадок, это либо контрафактные, либо украденные с производств партии. Самые массовые объявления в сегменты связаны с поиском сотрудников (для доставки партий), продажей крупных партий алкоголя и приемом заказов на изготовление подделок под известные бренды. Что касается географии, то в топ-10 регионов России, где чаще всего публикуются предложения по дистанционной продаже и доставке алкоголя, вошли: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Московская область, Красноярский край, Ростовская область, республика Саха (Якутия), республика Татарстан, Новосибирская область. Эта статистика во многом соотносится с рейтингами «самых пьющих» регионов. «Мы обратили внимание, что наиболее активны онлайн-бутлегеры в городах-миллионниках. Это логично. Услуги по доставке алкоголя развиваются в тех городах, где наиболее развит сервис, да и диджитал-культура выше. Однако, людям необходимо помнить, что на подобных площадках продают непроверенный безакцизный товар, который может быть смертельно опасен», – подчеркивает Брода. Алкогольный контрафакт Алкоголь – это высокомаржинальный товар, крайне заманчивый для торговли, напоминает директор Института развития правового общества Дарья Гладыш. «С развитием интернета многие сферы жизнедеятельности и продажи ушли на эту площадку, и нет ничего удивительного, что и бутлегеры при первой возможности «оцифровались», используя эталонные инструменты продвижения. Например, меняется один символ в адресной строке – получается другой сайт. Пишется «мужская сувенирная корзина», а в ее состав включаются разные алко-бутылочки. Способов очень много, но смысл один: продажу товара (очень часто сомнительного качества) осуществляет не алкомаркет, имеющий лицензию, а недобросовестный хозяйствующий субъект. По сути, он может продавать что угодно с максимальной маржой: фальсификат, контрафакт, суррогат, непонятную «контрабанду с острова Борнео», незаконно прошедшую таможню. Однако призвать его к ответственности в случае отравления клиента будет совсем не просто», – говорит юрист. При этом за последние пять лет в России было официально зарегистрировано почти 300 тысяч случаев острых отравлений алкоголем, и четверть из них – с летальным исходом. Несмотря на многолетний запрет и особый контроль государства за реализацией алкогольной продукции, сегодня вопрос о легализации интернет-продаж в секторе снова актуален. В связи с режимом самоизоляции люди стараются больше покупать в сети, подчеркивает Гладыш. В Минздраве оценили самолечение коронавируса алкоголем По данным Росстата, 87% от общей смертности в России связаны с гипертонией, употреблением алкоголя, высоким уровнем холестерина. Наркологи связывают высокие показатели отравлений и смертности именно с реализацией неподконтрольного и непроверенного алкоголя через интернет-каналы, отмечает первый заместитель председателя комиссии Общественной Палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов. Исследование Euromonitor International, проведенное в 2018 году, обозначает долю нелегального алкоголя на российском рынке в 28%. Доминирует здесь «серая» продукция вне акцизов и налогообложения (36% от всего объема), 32% составляет контрафакт и 16% суррогаты. «Отсюда и «эпидемии» алкогольных отравлений. В 2015 году подобная «эпидемия» закончилась гибелью десятков жителей по всей стране: Красноярск, Московская и Курская области, Чувашия. В 2016 году в Иркутске от отравления суррогатами погибли 77 человек. На сегодняшний день уверенности в качестве «сетевого» алкоголя по-прежнему нет. Именно поэтому необходимо усилить межведомственный контроль за интернет-ресурсами, контекстной рекламой, страницами в социальных сетях, нарушающими закон», – убежден Кирьянов. Спорный законопроект В 2017 Минфин разработал законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», поэтапно отменяющий запрет для вин, шампанского, пива, сидра и медовухи. С тех пор документ несколько раз переписывался. Дело в том, что министерства никак не могут достичь согласия. Так, Минэкономразвития, Минпромторг и Минсельхоз поддерживают отмену запрета, а Минздрав активно против. Один из главных аргументов ведомства – дистанционная торговля противоречит концепции по снижению злоупотребления и профилактике алкоголизма, а также будет препятствовать увеличению продолжительности жизни россиян, заявленному в концепции демографической политики. Кроме того, демонстрация алкогольной продукции при продаже в интернете является рекламой алкоголя, которая также запрещена законом. Отмену запрета горячо поддерживает Ассоциация команий интернет-торговли (АКИТ). «Разрешить онлайн торговлю надо было значительно раньше. Это помогло бы избавить людей от необходимости заказывать контрафактный алкоголь и суррогат у недобросовестных торговцев, в обход действующих норм законодательства», – говорит президент АКИТ Артём Соколов. По его словам, покупатели делают заказы, не задумываясь и не осознавая, что за ними стоят «черные» нелегальные организации, доставляющие кантрафактную продукцию, опасную для жизни и здоровья. В последнее время ощущается кратный рост спроса на доставку алкоголя, утверждают в АКИТ. Именно на фоне сложной эпидемиологической обстановки особенно остро встала необходимость разрешить легальную торговлю алкоголем в сети. «В условиях режима самоизоляции граждан большая часть населения, следуя рекомендациям, заменила походы по магазинам покупками через интернет. И нужно этот спрос удовлетворить, с условием максимального фокуса на сохранении здоровья граждан», – убежден Соколов. По его словам, легализация торговли алкоголем дистанционным способом позволит не только сократить теневой, неконтролируемый оборот продукции, которая уже продается в интернете, но и послужит эффективной мерой по минимизации личных контактов покупателя и продавца. В свою очередь, это будет способствовать и сокращению распространения коронавирусной инфекции на территории РФ. В том, что такая мера сотрет теневой алкосектор Рунета, сомневается депутат Государственной Думы РФ Виктор Зубарев. По его мнению, никаких гарантий этому нет. А контрафакт и сейчас просачивается в официальный ритейл. Даже добросовестный бизнесмен не застрахован от того, что в его штате кто-то может начать спекулировать с продукцией. «Зачем власти понадобилось расширять и без того немаленький рынок сбыта, особенно когда мы боремся за прямо противоположное: снижение масштабов чрезмерного употребления спиртного», – удивляется депутат. По его мнению, чтобы избежать отравлений от подделок, необходимо повышать национальный Drink IQ.