Кризис глобальной экономики заставит гражданскую авиацию начать с нуля

Одной из наиболее пострадавших отраслей мировой экономики является гражданская авиация, причем это характерно для всего мира, поскольку авиасообщение на сегодня фактически парализовано. Гражданская авиация находится в кризисе По данным на середину апреля от 80 до 95 процентов парка самолетов «находится на земле». Это уже привело к банкротствам, как в случае со второй по величине компанией Австралии Virgin Australia. Главная американская компания Delta Airlines сообщила, что за первый квартал 2020 года она потеряла 534 млн долларов. Дело здесь не в цифре, просто это стало первым квартальным убытком данного перевозчика за пять лет, а это говорит о масштабном кризисе в данной отрасли американской и мировой экономик. По данным IATA, на начало апреля объем только внутренних авиаперевозок в мире сократился на 70 процентов, причем большинство экспертов считают, что проблемы продолжат нарастать. В Евросоюзе сегодня заговорили о постепенном снятии карантинных ограничений, но если посмотреть на план, который был предложен Еврокомиссией, то открытие внешних границ значится в рекомендациях Брюсселя на последнем месте. Кроме того, будет иметь место снижение покупательной способности населения почти всех государств, из-за чего спрос на авиабилеты просядет. Благодаря этому авиакомпании не смогут рассчитывать на восстановление своих стандартных прибылей после снятия карантина, а это станет приговором для их бизнес-стратегии. Потери носят катастрофический характер Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что проблемы у авиаотрасли большие, а прогнозы делать нельзя. «Про перспективы гражданской авиации я не отвечу, поскольку у меня нет таланта видеть будущее. Это зависит от внешних факторов, а они пока не поддаются прогнозу. Если я задам вопрос, а как будет развиваться ситуация с вирусом, то в зависимости от ответа я смогу построить прогноз по авиации. Пока все стоит, а что будет дальше, я не знаю. Все зависит от того, как быстро все закончится и откроется. Прогнозы разнятся – от того, что через два месяца все залетает, до того, что год международные перевозки будут в полузакрытом состоянии», - заключает Крамаренко. По расчетам ICAO, число пассажиров международных авиарейсов с января по сентябрь 2020 года может сократиться на 1,2 млрд человек. Благодаря этому авиакомпании потеряют от 160 млрд до 253 млрд долларов выручки. Наиболее опасным моментом является прекращение коммерческой деятельности, поскольку это не позволяет авиакомпаниям выстраивать долгосрочную стратегию. Самые крупные компании выживут благодаря господдержке – такие меры объявлены в США, Евросоюзе, Китае, России и других ведущих странах, а вот для маленьких предприятий это означает закрытие бизнеса, поскольку для них какое-то время не будет экономической ниши. В Соединенных Штатах масштаб внутренних перевозок упал на 90 процентов, а в Евросоюзе за апрель стоит ожидать снижения на 92 процента. Это наряду у с Китаем, который пока не восстановился после карантинных мер, крупнейшие в мире рынки авиаперевозок. В качестве примера нужно привести данные по Lufthansa, которая теряет 24 млн евро в сутки – у данной компании большие резервы, но и их не хватит на длительный простой. Многое зависит от доходов населения Экономист Дмитрий Адамидов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что дела в гражданской авиации действительно крайне плохие. «Есть такой момент, что остановка авиасообщения сильно ударила по всем игрокам рынка, по всем компаниям, но насколько быстро все восстановится – это интересный вопрос. Дело в том, что гражданская авиация, как и остальной транспорт, напрямую зависят от покупательной способности населения», - резюмирует Адамидов. По этой причине, как полагает эксперт, все упирается в то, а какие доходы будут у людей после того, как коронавирусный кризис сойдет на нет. Здесь ситуация печальная, поскольку МВФ прогнозирует падение доходов в 170 странах. «Если у вас есть деньги и вы не стали беднее, то можете потратить их на полеты. А так вся эта коронавирусная паника уменьшила покупательную способность, поскольку резервы у потребителей исчерпались, поэтому одной прямой помощи, которую государства обещали и оказывают авиакомпаниям, недостаточно», - констатирует Адамидов. Экономист считает, что данные процессы растянутся во времени, поэтому деньги граждан будут уходить в сторону коммунальных и потребительских услуг. «Потребность в авиаперелетах существует далеко не у всех, из-за чего в отрасли длительное время будет плохо. Год-два, но сейчас об этом говорить трудно и важно, чтобы в воздух поднялись самолеты», - заключает Адамидов. Кризис авиаотрасли ударит и по России Примечательно, что в России цены на внутренние перелеты в апреле-мае серьезно поднялись, причем если брать маршрут Москва-Омск, то аж в 2,5 раза. Это можно объяснить отсутствием спроса и тем, что в настоящее время летают только те, кому это нужно. И это, безусловно, является нерыночной ситуацией. «После кризиса на авиационном рынке сложится новая ситуация. Будут новые игроки, кто-то уйдет с рынка, а кто-то – нет, кому-то помогут, а кто-то останется без помощи. В России точно останутся «Аэрофлот», Utair и, возможно, S7. Что будет с остальными компаниями – непонятно. И, естественно, авиакомпании будут пытаться отыграть потери, что приведет к удорожанию билетов. Также поменяется и их предложение», - резюмирует Адамидов. Данное обстоятельство показывает, что на авиарынке возникнет ситуация, отличная от того, что было до карантина.