«Онлайн по умолчанию». Станет ли интернет-торговля бизнесом будущего?

E-commerce – это для мегаполиса E-commerce (электронная коммерция) развивается в России не так давно. Несмотря на то, что сегмент растет очень быстрыми темпами (с 0,7 % в 2014 года до 1,7 % в 2018 году в общем объеме торговли – данные Росстата), ассортимент заказываемых товаров остается ограниченным. Больше всего традиционно заказывают одежду и обувь, спорттовары, электронику и товары для животных. С введением в регионах страны режима самоизоляции число заказов онлайн выросло. По данным Яндекс.Маркет, в последние недели марта фиксировался рост спроса на товары для животных (+ 37%), товары для строительства и ремонта (+ 24%), «Дача, сад и огород» (+ 23%), «Спорт и отдых» (+ 17%) и «Досуг и развлечения» (+ 15%). Из-за удаленки произошел всплеск и спроса на электронику: вебкамеры стали заказывать более, чем в 3 раза, модемы — в 2, ноутбуки — в 1,5 раза. В том числе россияне примерно в 1,5 раза больше стали тратить деньги на интернет-телефонию (VoIP-оборудование), серверы, моноблоки и компьютерные гарнитуры. При этом доставка еды из ресторанов выросла незначительно. «Мы практически ничего не выигрываем от доставки. Как было примерно 10%, так и осталось. Потому что, во-первых, рестораны и кафе – это не только еда, но и атмосфера, и она занимает не последнее место. А во-вторых, у людей просто заканчиваются деньги, и они стремятся сэкономить. Сварить гречку – это дешевле, чем заказать пусть простое, но готовое блюдо», - прокомментировал ситуацию один из самарских рестораторов. В продуктовом ретейле закупки в основном идут на товары длительного хранения – крупы, консервы. Основной оборот строится на ежедневных закупках: хлеб, молоко, мясо, фрукты. Каждый день набирать продуктовую корзинку и ждать курьера неудобно. К тому же, доставка продуктов актуальна для больших мегаполисов, но не для малых городов и сельской местности, где логистика сожрет всю прибыль либо сделает покупки просто невыгодными. Представитель одной из региональных торговых сетей Ирина Богомолова пояснила «ФедералПресс», что интернет-магазины никогда не смогут заменить традиционные торговые площадки. «Если это и случится, то точно не в ближайшей перспективе. Факторов несколько. И один из них – огромные территории. Многие люди проживают в сельской местности, в пригородах, куда доставка просто не поедет и не доедет. Кроме того, наши люди привыкли экономить, а покупки в интернет-магазинах обычно, с учетом той же доставки, обходятся дороже, пусть и незначительно», - отметила она. По ее словам, россияне пока не привыкли к электронному формату: «Нашим людям крайне важно потрогать все своими руками, увидеть товар. К тому же для многих походы в магазин – это еще и развлечение. Конечно, интернет-торговля будет развиваться. Однако не такими стремительными темпами, как предрекают отдельные специалисты. Скорее – это прерогатива мегаполисов, но не регионов». Вынужденная популярность Вопрос оплаты доставки с маркет-плейсов и необходимость набирать определенное количество товаров ограничивает возможность онлайн-торговли. Некоторые эксперты полагают, что эпидемия коронавируса поменяла ситуацию. Например, экономический аналитик Денис Ефремов уверен, что пандемия наглядно показала, что россияне готовы довольно оперативно адаптироваться к новым форматам торговли. Интернет-сервисы с возможностью бесконтактной оплаты и возможностью доставки товаров прямо до двери стали пользоваться сегодня повышенной популярностью. «Я сам знаю много людей, в том числе и пожилых, которые освоили интернет-магазины», - пояснил он «ФедералПресс». По его словам, зачастую товары в онлайн-магазинах обходятся даже дешевле: «К тому же, надо посчитать время, силы и деньги на проезд, которые вы надо потратить, чтобы добраться до гипермаркета. Как правило, услуги интернет-торговли оказываются более выгодными». Экономический аналитик также указал на то, что сегодня эти сервисы активно приходят в регионы: «Произошедшая эпидемия стала катализатором развития этих форм торговли. Люди убедились, что это просто и удобно. Данный формат лишен многих издержек, за счет этого формируются вполне лояльные цены. Многие, правда, до сих пор находятся во власти стереотипов – дескать, это дорого и неудобно. Это миф, который сегодня успешно развенчивается». Безусловно, интернет-торговля лишена таких издержек, как арендная плата и зарплата сотрудникам. Но вместо продавцов маркет-плейсы содержат штат курьеров, наборщиков и арендуют склады. Почтовая пересылка также не бесплатна. И в данном случае просто смещается вектор расходов, но они не становятся меньше. А за возможность продавать товар через онлайн-площадки производители также выплачивают определенный процент. Комиссия маркет-плейсов составляет от 10 % до 30% в зависимости от раскрученности площадки. То же самое касается и доставки готовой еды. Например, комиссия «Яндекс. Доставки» для ресторанов составляет 30%. О преждевременности восторгов по поводу виртуальных покупок говорит Сергей Беседин, генеральный директор агентства коммуникативного управления «АКМ». По его мнению, расходы есть в любом случае: «Маркет-плейс – это не просто красивый сайт в интернете, на который заходят и покупают. Товары должны где-то складироваться, сортироваться, заказы формироваться и развозиться. Это те же затраты. Можно сэкономить на продавцах, но тогда больше потратишь на логистику». Эксперт указывает и на маркетинговую составляющую, поскольку конкуренция между интернет-площадками выше. Все потому, что обойти ногами несколько магазинов для сравнения ассортимента и цены или пролистать несколько сайтов – разные вещи. Второе проще, значит, и фактор конкуренции выше. «Не надо думать, что digital-продвижение намного дешевле и проще. Для создания нормального трафика покупателей придется вложиться в рекламу. Классический пример – крупнейшая интернет-площадка Avito, которая регулярно дает рекламу на ТВ. Потому что трафик падает, если этого не делать. Не все так просто», – резюмировал Сергей Беседин. Шоппинг как процесс коммуникаций Психологический аспект покупок тоже не надо сбрасывать со счетов. Как показывает мировой опыт, даже магазины без продавцов не пользуются большим спросом у покупателей. Например, в Китае в 2017 году был бум открытий подобных торговых точек. Магазины без продавцов открывались под вывесками известных ретейлеров Jingdong Mall, Alibaba, RT-Mart. Сообщалось о грандиозных планах: каждый день открывать по 1000 магазинов. Но к концу 2018 года, посчитав выручку, проект начали сворачивать. JD отказался от плана по открытию 5 тысяч автоматизированных магазинов. За 4 месяца до запланированного дебюта закрылась компания GOGO, которая планировала открыть десятки беспилотных магазинов в центральной провинции КНР. Весной 2018 года уже на юге Поднебесной — в торговой столице Гуанчжоу – местный ретейлер i-Store также начал постепенно закрывать автоматизированные точки. И это Китай, где формат дистанционной торговли привычен. В России же, где торговые центры используются как места тусовок, а посещение магазинов, как один из видов семейного досуга, говорить об уходе в онлайн не приходится. Психология людей не адаптируется по щелчку, и оффлайн форматы будут популярные еще долго. Но безусловно, в связи с последними потрясениями рынка, онлайн станет подстраховкой для коммерсантов. И мы сейчас наблюдаем, что держатся на плаву те, кто ранее был дружен с онлайн, или те, кто нырнул в него в период пандемии, пояснила «ФедералПресс» эксперт по коммуникациям Алена Август. «За это время у людей сформируются новые привычки, у кого-то пропадут страхи дистанционных покупок, кто-то наработает новые навыки. Конечно, часть людей не откажет себе в удовольствии тактильного и зрительного выбора в офлайн, но переток в онлайн-покупки будет значительным. Совсем традиционные магазины не исчезнут, но умные будут страховаться онлайном «по умолчанию», - пояснила она. Собеседница издания подчеркнула, что уже сейчас есть технологии «на стыке»: например, приложение, где можно получить личный видеоконтент товара по требованию и видеосеанс с продавцом. «Таких историй будет все больше – онлайн-примерочных, онлайн-консультантов и прочего. Почему офлайн-магазины не исчезнут полностью? Потому что шоппинг – это процесс коммуникаций, кому-то они приятны лишь в «живом исполнении». Но способы экономии средств за счет онлайн-технологий для магазинов явные. А в целом пандемия просто ускорила уже идущие процессы, загнав нас физически в дома и операционно в интернет». Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

«Онлайн по умолчанию». Станет ли интернет-торговля бизнесом будущего?
© РИА "ФедералПресс"