Пищевая промышленность и пандемия

Формально пищевая промышленность не входит в список предприятий, в первую очередь страдающих от кризиса. Аналитики прогнозируют, что отрасль «сожмется», но выживет. Правительство Москвы даже недавно опубликовало новость, в которой объявило, что объемы городских производств пищевых предприятий города не снизились. Это наверняка так, только индикатором проблем пищепрома в Москве и в Архангельске является не снижение объемов. У нас катастрофически снизилась доходность. Предприятия перестанут расти Первым, самым очевидным последствием кризиса, станет стагнация. Предприятия, планировавшие расширение, модернизацию или выходы на новые рынки, как минимум отложат экспансии. «Казанская фабрика хлеба» рассчитывала весной 2020-го запуск производств для продажи в регионах Москва и Санкт-Петербург. Нам пришлось не просто отложить эти планы: в текущих обстоятельствах мы рискуем от них отказаться. Пока мы настроены оптимистично и решили поменять стратегию, мы планируем привлекать private equity. Но наш пример — скорее исключение, мы пришли в этот бизнес не из аграрного сектора, а из ритейла и финансов, и наши компетенции позволили сделать адаптивной финмодель. Пищевая промышленность острее переживает сырьевой кризис Большинство производств в России не имеют своей сырьевой базы. Продавцы же сырья поднимают цены при каждом колебании всего, что двигается с амплитудой: курса валюты, цены на нефть и газ. Уже в марте наши закупочные цены на муку выросли на 40% и продолжают повышаться. Максимальную же наценку для каждого этапа товаропроводящей цепи правительство РФ предлагает ограничить 10%. Объемы производства мы снизить не можем без потери контрактов на поставку. Сегодня наш хлеб и хлебобулочные изделия представлены в 800 магазинах. Основная часть отгрузки — 8 крупных контрактов с торговыми сетями. Минус один контракт даст снижение суточного производства на тонны. Сейчас мы — заложники. Работаем в счет своей маржи. Но такие продукты, как хлеб и молоко, — низкомаржинальные и при этом — скоропортящиеся. Нельзя испечь хлеба впрок и остановить производство, аналогично — с молоком. В России достаточно много дотационных предприятий в области пищепроизводства, ситуация на них будет зависеть от управляющих компаний холдингов, которым те принадлежат. Для всех, кто строил доходный бизнес в этой отрасли, идёт обратный отсчет. Отрасль учится объединяться Недавно Руспродсоюз опубликовал открытое письмо правительству РФ, в котором просит предпринять меры поддержки отрасли. К ним относятся налоговые и арендные каникулы, освобождение от коммунальных платежей социально значимых производств, введение ввозных таможенных пошлин на продукты питания и пр. Многие производства по факту являются социально значимыми, но не имеют этого статуса официально, мы в их числе. Как следствие, претендовать на дополнительные льготы мы не можем. Хотя наш хлебозавод работает на полную мощность в пандемию и работал бы в период военных действий, но за ту же электроэнергию такие предприятия, как мы, платим полную стоимость, наравне с казино, а не тариф 50%, как те же военные. Этот фактор в сочетании с повышенными ценами на сырьё и фактически не всегда работающими мерами поддержки, существующими сегодня на уровне постановлений, но не реализованными исполнителями, делают выживание очень сложным. Уже к концу года отрасль пищевой промышленности потеряет сотни игроков. Самый очевидный путь выхода из сырьевой ловушки — объединения. Мы выступили с инициативой к представителям региональных хлебозаводов в части объединения закупок, но на практике этот процесс очень сложный и долгий в реализации. Многие предприятия все еще действуют по принципу «каждый сам за себя» и не поддерживают инициативу. Думаю, что это проблема идеологическая, а где-то — политическая. Возможно, в других областях пищевой промышленности существуют другие примеры. В хлебной же производители объединяются ради совместных заявлений и просьб, но нам пока сложно коллаборироваться с целью совершения оперативных и конкретных действий для бизнеса. Очевидные выходы для отрасли губительны Отказ от перехода на совместные закупки не означает, что предприятия не принимают самостоятельных мер к выходу из кризиса, самая очевидная из которых — изменение продукта. Как следствие, потребитель получит товар чуть меньшего веса или худшего качества. Появятся новые продуктовые линейки эконом-класса, уйдет часть продуктов высокого ценового сегмента. Но вывод нового продукта — тоже затраты. Те, кто не найдет средств и «съест» кредиты или собственные запасы раньше относительного восстановления рынка, не выживут. Дотационные предприятия заполнят освободившиеся ниши объемами, но не смогут обеспечить разнообразие. Не стоит забывать, что многие крупные дотационные хлебзаводы — не бизнес вообще. Известны предприятия, которые содержат на своих территориях бассейны, сауны, огромные кабинеты и спортзалы для директоров. В конечном итоге за все это платит потребитель. У этих предприятий и сейчас нет цели оптимизировать расходы. Все эти факторы окажут влияние на ассортимент магазинов и качество продукции, цена на которую всё равно вырастет. Потребители, а это мы сами, будут есть менее вкусную, менее качественную, но более дорогую еду.

Пищевая промышленность и пандемия
© Инвест-Форсайт