Страховщики могут потерять турбизнес
В кулуарах турбизнеса обсуждается: многие компании не смогут получить или пролонгировать фингарантии, а они необходимы для того, чтобы иметь статус туроператора. Единственная альтернатива – пополнение фондов персональной ответственности до 7% общей цены турпродукта, что по закону освобождает их от обязанности получать фингарантии. Однако это дорого для тех, кто до кризиса работал с размахом. Не станет ли проблема с получением ФИГ камнем преткновения для участников рынка? О том, что туроператорам будет все сложнее договариваться со страховщиками, в турбизнесе обсуждали давно. «По разным оценкам, порядка 30–40% СК сейчас вообще поставили на паузу партнерство с поставщиками туруслуг до разрешения ситуации с эпидемией. Страхование не может быть единственной мерой защиты туристов», – сказала порталу TourDom.ru руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор ERV Юлия Алчеева. По мнению Юлии Алчеевой, страховой рынок в сфере выездного туризма сокращается с той же скоростью, что и сам туроператорский бизнес. Эксперт поясняет: страхование ответственности туроператоров всегда было сопутствующим бизнесом для СК в силу необходимости самих поставщиков туруслуг исполнять 132-ФЗ. Страховщик не в состоянии назначить премию соразмерно будущему ущербу, когда никто не может поручиться за устойчивость партнера. Основное направление, приносящее прибыль, связано со страхованием туристов. В «КС Групп» подтверждают, что ряд страховщиков действительно заняли выжидательную позицию, часть из них повысили требования к критериям отбора туроператоров и повысили тарифы. «Для внутреннего и въездного туризма ценник поднялся в среднем на 5–10 тысяч рублей за годовую страховку. Это ощутимо для малого бизнеса, но не критично. Поэтому возможный уход с рынка ряда мелких туроператоров по внутреннему туризму явно не будет связан с проблемами получения фингарантий. В выездном туризме все сложнее, и на это есть веские причины, далеко не связанные с тем, что страховщики отказывают просто так. Если ранее часть потенциальных рисков страховщика перекрывалась поступлениями денежных средств от иных продуктов (полисы ВЗР, страховки от невыезда и т. д.), то сейчас эти доходы вовсе отсутствуют», – комментирует Евгений Васильев, генеральный директор «КС Групп». Впрочем, в ассоциации «Турпомощь» считают, что ситуация не настолько плачевная. «Кто ищет, тот находит варианты – туроператоры перезаключают, пролонгируют договоры», – уверен глава организации Александр Осауленко. Илья Иткин (PAC GROUP) также не видит нерешаемых проблем. Среди компаний, с руководителями которых он поддерживает контакты, нет таких, кто столкнулся бы с критичными ситуациями. По данным источников TourDom.ru, сложности возникают в основном у тех, кто раньше страховался у компаний второго и третьего эшелона. Чаще всего речь идет о небольших нишевых туроператорах. Но и для них есть выход – наполнить свой фонд персональной ответственности. В связи с тем, что обороты таких компаний невысоки, и размер платежей также посильный.