Санаторная отрасль просит помощи у государства
Санаторная отрасль просит помощи у государства В санаторно-курортном комплексе Кавминвод озабочены создавшейся ситуацией Напомним, здравницы и пансионаты закрыты до 1 июня. Чтобы их можно было открыть, Роспотребндзор разработал список требований. Многие из них специалисты курортной отрасли считают невыполнимыми. Сегодня представители комплекса и Ассоциации курортной индустрии Ставропольского края обращаются в органы власти всех уровней, в ТПП, другие общественные организации с просьбой о поддержке. В нашем распоряжении оказались два письма, которые мы публикуем с сокращениями. Одно – от председателя Общественной палаты Ставрополья Николая Кашурина в адрес вице-спикера Госдумы РФ Ольги Тимофеевой. Другое – от руководителя санаторно-курортного комплекса ФНПР на КМВ Николая Мурашко в адрес министра оздоровительных курортов и туризма края Александра Трухачева. – Уважаемая Ольга Викторовна! В связи с поступающими в Общественную палату Ставропольского края обращениями санаториев Кавказских Минеральных Вод, объединений и общественных советов городов-курортов, обращаюсь к Вам с просьбой о принятии мер, направленных на поддержку санаторно-курортного комплекса. Санаторно-курортный комплекс Ставропольского края включает в себя 124 санаторно-курортных организации, подавляющее большинство которых осуществляет свою деятельность на территории курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск. Численность работающих в организациях санкура края составляет более 20 тысяч человек, а с учетом мультипликативного эффекта санаторно-курортная отрасль поддерживает еще более 60 тысяч рабочих мест в смежных отраслях. Санаторно-курортные организации, по сути своей, являются социально ориентированными, имеют низкую рентабельность в связи с оказанием услуг преимущественно социально незащищённым категориям граждан. Учитывая изложенное, у здравниц отсутствуют резервы финансовых средств, позволяющие выплачивать даже минимальную заработную плату работникам, обслуживать имеющиеся кредиты. Приостановление деятельности санаторно-курортных организаций без оказания им поддержки со стороны государства неизбежно приведёт к банкротству и ликвидации многих из них либо, как минимум, потере квалифицированного персонала. При этом наиболее уязвимыми являются детские санатории. Кроме того, в городах-курортах эта отрасль является градообразующей. Объем платных услуг населению, оказываемых организациями санаторно-курортного комплекса, составляет более 22 миллиардов рублей в год. Как следствие, данная отрасль является крупным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней бюджетной системы и плательщиком взносов во внебюджетные фонды. В свою очередь, у сотрудников прекративших работу санаторно-курортных организаций отсутствует альтернатива трудоустройства в других отраслей. В связи со сложившейся ситуацией из-за пандемии коронавируса организации санаторно-курортного комплекса Ставропольского края оказались в чрезвычайно сложной ситуации. От принятых мер господдержки полностью зависит судьба многих санаториев, работников данной отрасли и смежных отраслей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в который включена деятельность санаторно-курортных организаций (ОКВЭД 86.90.4). Вместе с тем, подавляющее большинство принятых на сегодняшний день мер господдержки реализуется только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 01 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Из 124 санаторно-курортных организаций, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, только 44 включены по состоянию на указанную дату в названный реестр. Таким образом, складывается ситуация, при которой бо́льшая часть санаторно-курортных организаций курортов федерального значения Кавказских Минеральных Вод, вынужденно приостановивших работу до 01.06.2020, не получат ожидаемой поддержки от государства. – Уважаемый Александр Владимирович! В рамках проводимой Правительством Ставропольского края работы по формированию предложений о пересмотре «Рекомендаций по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», разосланных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Курортное управление (холдинг) г.Кисловодск» направляет консолидированное мнение и предложения организаций санаторно-курортного комплекса профсоюзов по данному вопросу. В условиях сохранения рисков распространения COVID-19, безусловно, считаем необходимым обеспечить дополнительные требования к организации работы санаторно-курортных учреждений. Вместе с тем, данные требования не должны быть избыточными и учитывать следующие обстоятельства. 1. В соответствии с разделом 1 Рекомендаций прием отдыхающих в санаторий должен производиться исключительно при наличии справки об эпид. окружении, в том числе в отношении новой коронавирусной инфекции COVID-19. Таким образом, отдыхающие в санатории – это лица с подтвержденным отсутствием инфекционных заболеваний и контактов с инфекционными больными, что подразумевает отсутствие необходимости установления жестких требований к условиям их размещения, питания и оказания медицинских услуг. 2. Методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20 от 08 мая 2020 года, разработанными Роспотребнадзором и направленными им в субъекты РФ, предусмотрено поэтапное возобновление работы предприятий и организаций. В частности, в соответствии с этим документом, работа гостиниц возобновляется только на третьем этапе, предшествующем принятию решения о полном снятии всех ограничений и функционировании всех предприятий. На каком этапе должна возобновиться работа конкретно санаторно-курортных организаций в документе не указано, однако по его логике санатории должны возобновить работу либо одновременно с гостиницами, либо после полного снятия всех ограничений. Таким образом, если это произойдет в условиях значительного улучшения и стабилизации эпидемической ситуации, представляется целесообразным смягчить и требования Рекомендаций. 3. Предусмотренное Рекомендациями требование по переводу режима работы санатория в режим обсерватора в случае выявления среди отдыхающих больного с новой коронавирусной инфекцией невыполнимо для подавляющего большинства санаторно-курортных организаций. Кроме того, данное требование представляется чрезмерным, принимая во внимание более ограниченные обязанности по проведению мероприятий в случае выявления больного с подозрением на заболевание инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденные Методическими указаниями МУ 3.4.2552-09 Главного государственного санитарного врача РФ от 17 сентября 2009 года. С экономической точки зрения, по нашим подсчетам, затраты, связанные с выполнением Рекомендаций даже без учета ремонтных работ, увеличивают себестоимость путевки на 40%. При выполнении требований только одноместного размещения, загрузка снижается в два раза, следовательно, себестоимость возрастает в 2-2,5 раза. Выполнение требований посменной работы приведет к еще большему падению загрузки объектов и соответственно росту себестоимости, поскольку продолжительность «смены» на многих объектах должна быть более 14 дней с учетом иных сроков лечения по государственным контрактам. В частности, в санатории «Лесная Поляна», специализирующемся на лечении спинальных больных, продолжительность такой путевки составляет 30-42 дня, то есть возможно организовать только 8 заездов в год. Учитывая среднюю продолжительность остальных путевок в зависимости от программы 10-14 дней, загрузка составит не более 10% максимальной коечной емкости. Вызывает сомнение и, по нашему мнению, требует дополнительного исследования, реализуемость выполнения требований Рекомендаций по выполнению лабораторных исследований на COVID-19 с учетом пропускной способности медицинских организаций и обеспечению одноразовыми масками с учетом фактического объема их производства. Считаем также необходимым обратить внимание на тот факт, что выполнение ряда требований, предусмотренных Рекомендациями, помимо экономически неоправданных затрат, приведет к нарушению требований, установленных другими нормативными правовыми актами, нарушению договорных обязательств, включая обязательства по заключенным государственным контрактам. Принимая во внимание вышеизложенное, с целью обеспечения эффективности мер, направленных на снижение рисков заболеваемости коронавирусной инфекцией COVID-19, считаем необходимым пересмотреть Рекомендации с учетом специфики и возможностей санаторно-курортного комплекса.