Почему россиянам не стоит ждать от Минфина «вертолетных» денег

В правительстве не видят смысла и особой пользы для экономики в, так называемой, «вертолетной» раздаче денег населению. Глава Минфина Антон Силуанов говорит, что такая мера антикризисной помощи была бы возможна только в том случае, если бы рубль был одной из мировых резервных валют, как американский доллар или евро. Без соблюдения этого условия, по словам министра, «включать печатный станок крайне рискованно». Последствия такой массированной помощи могут оказаться непредсказуемыми. Вместо стимулирования потребительского спроса, возможен взрывной рост инфляции и, как результат, падение потребительского спроса. Антон Силуанов считает более эффективным другой путь – адресную помощь социально незащищенных слоев населения. Еще один приоритет государства – поддержка реального сектора экономики, особенно крупных предприятий, чтобы не допустить массовой безработицы. В ситуации разбирался «Профиль». Термин «вертолетная» раздача денег ввел Милтон Фридман – американский экономист, удостоенный Нобелевской премии за исследования в области потребления, монетарной истории и сложностей стабилизационной политики. Он применил этот термин в книге «Оптимальное количество денег» (The Optimum Quantity of Money), изданной в 1969 году. Силуанов объяснил, почему россиянам не дадут «вертолетных» денег Милтон Фридман провел расчеты, показавшие, что положительного эффекта на рост реального ВВП это не оказывает. На самом деле, данное утверждение в известной степени имеет под собой основание. При отсутствии необходимых запасов готовой продукции в магазинах и на складах и невозможности оперативно нарастить объемы производства, чтобы удовлетворить резкий рост спроса, естественно полагать, что шоковое увеличение денежной массы вызовет соответствующее повышение цен. Тем самым будет запущена инфляционная спираль и, в конечном итоге, вместо социальной поддержки в условиях кризиса, денежная «добавка» от государства только усугубит положение населения. Следует сказать, что во время пандемии коронавируса COVID-19, подтолкнувшей многие экономики к рецессии, развитые страны уже частично прибегли к «вертолетной» раздаче денег своим гражданам. В качестве примера можно привести США, Японию, Южную Корею, Сингапур, Австралию и Испанию. При этом важно отметить, что деньги, как правило, направлялись не всем подряд. Так, в Соединенных Штатах право на единоразовую финансовую поддержку от государства в размере $1,2 тысячи получили только малоимущие граждане с доходом менее $75 тысяч в год. В Южной Корее денежные выплаты, эквивалентные $820, полагались только домохозяйствам с доходами ниже среднего. В свою очередь власти Сингапура обещали выплатить 600 сингапурских долларов (примерно $415) всем жителям старше 21 года. В Австралии единовременно выплатили по 750 австралийских долларов пенсионерам, маломобильным гражданам, безработным и беременным женщинам. В Испании принято решение поддерживать пострадавших от пандемии коронавируса граждан на регулярной основе. Каждому причитается по €500 ежемесячно до окончания карантинных мероприятий. Во Франции, хотя и не производилась раздача «вертолетных» денег, но для всех граждан отменены квартплата и оплата коммунальных услуг. А вот японское правительство приняло решение раздать по 100 тысяч йен (примерно $930) абсолютно всем гражданам вне зависимости от возраста, рода занятий и размера ущерба, понесенного вследствие введения карантинных ограничений. Таким образом, на сегодняшний день ни одна страна за исключением Японии и в какой-то степени Франции не реализовала в полном формате концепцию «вертолетной» раздачи денег всему населению. Однако практически повсеместно власти активно реализуют другие меры антикризисной поддержки бизнеса и граждан в период карантинных мероприятий и режима самоизоляции. В России федеральное правительство и региональные власти также осуществляют целенаправленную поддержку наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 сфер хозяйственной деятельности. Что касается помощи гражданам, то сюда можно отнести – сохранение заработной платы во время нерабочих дней и повышение пособия по безработице для лиц, потерявших работу в связи с карантинными ограничениями. На три месяца отменены платежи на капитальный ремонт и приняты новые условия предоставления кредитных каникул, тем, кто лишился доходов после 1 марта текущего года. Кроме того, приняты решения по прямым выплатам отдельным категориям граждан. В частности, по 5 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте до трех лет первоначально полагалось семьям, получившим сертификат на материнский капитал, затем эта меру распространили на все семьи с детьми этого возраста. По 10 тысяч рублей единоразово выплатят на каждого ребенка от 3 лет и до 15 лет включительно. Набиуллина рассказала о последствиях раздачи денег населению Жителям Москвы и Подмосковья в возрасте 65 лет и старше, а также всем больным с серьезными хроническими заболеваниями (согласно перечня), с целью стимулирования соблюдения ими режима самоизоляции, в марте-апреле начислили по 4 и 3 тысячи рублей соответственно. Не оставили без внимания и предпринимателей. Правительство снизило тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса до 15%. Введены – налоговые и кредитные каникулы, запрет на проведение проверок предприятий и организаций и приостановлены ранее назначенные проверки (выездные налоговые и таможенные). Самозанятые граждане, официально зарегистрированные в 2019 году, получили право на возврат в полном объеме уплаченного ими НДФЛ. Объявлен мораторий на банкротства по заявлениям кредиторов. Стали доступны льготные кредиты для малого и среднего бизнеса и торговых организаций для формирования запасов товаров первой необходимости. Предоставлена отсрочка по оплате арендных платежей за государственное (муниципальное) и частное имущество или даже временное освобождение от них. Все перечисленные меры направлены на поддержку наиболее уязвимых сфер экономической деятельности и социально незащищенных групп населения России. Такой подход, уверены в правительстве, позволяет наиболее эффективно и справедливо распределять ресурсы государства для обеспечения стабильно функционирующего социума. Конечно, «вертолетные» деньги, если раздать их всем гражданам без исключения, тоже могли бы оказать положительный эффект на стимулирование экономического роста. Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, склонность к потреблению у абсолютного большинства граждан должна быть достаточно высокой. Тогда полученные в качестве «добавки» от государства деньги будут потрачены на приобретение товаров и оплату услуг, а не положены на банковские депозиты или, что еще хуже, «под матрас». Во-вторых, должны быть максимально открыты и привлекательны для клиентов с маркетинговой точки зрения проблемные отрасли экономики. Таким образом, у них будет возможность обеспечить себе дополнительный приток платежеспособного спроса. И в-третьих, у бизнеса должна быть далеко не максимальная текущая загрузка производственных мощностей. Иначе при шоковом увеличении потребительского спроса, при всем желании производство не сможет обеспечить соразмерного роста предложения. При таком раскладе единственным выходом, чтобы не допустить дефицита, для предприятий останется повышение цен на свою продукцию. В настоящий момент из вышеперечисленных условий для достижения положительного экономического эффекта от «вертолетной» раздачи денег, по сути дела, не выполнено ни одного. Даже если допустить, что правительство решится на эту антикризисную меру, то граждане, скорее всего, просто увеличат свои обычные покупки. До пострадавших же секторов экономики «добавка» от государства физически не дойдет. Как представляется, если уж прибегать к чисто монетарному способу поддержки отечественной экономики, то надо это делать только после полного отмены всех ограничений, связанных с борьбой с COVID-19, а это произойдет еще не скоро. Кроме того, нельзя забывать, что производителям какое-то время понадобится для восстановления докризисной «формы». Не факт, что к этому времени в казне останутся в нужных объемах деньги для «вертолетных» выплат населению. Автор – доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова