Нет контакта: как пандемия меняет сервис доставки

Во время пандемии коронавируса покупатели хотят прикасаться только к своим смартфонам. Сегодня опасность таится повсюду — от кнопок лифта до тележек в супермаркете. В новых условиях продавцы и стартапы представили свои версии No Touch Retail.

Нет контакта: как пандемия меняет сервис доставки
© Инвест-Форсайт

Боксы для посылок Обычно посылки, как по закону подлости, доставляют тогда, когда никого нет дома. Необходимость идти на почту или, что еще хуже, синхронизироваться с курьером в технологическую эру выглядит нелепо. Экс-руководитель Roland Berger и Rexel Адриен Оксман (Adrien Oksman) и бывший бизнес-банкир, работавший в Lazard и Rothschild & Co, Оливье де Родельц (Olivier de Rodellec) придумали, как оптимизировать «последнюю милю» во Франции.

Видео дня

«80% французов хотят получать свои посылки у себя дома, и отсутствие этой возможности вызывает у них большое разочарование», — рассказывает Оливье де Родельц.

В 2017 году предприниматели придумали специальные хранилища для посылок ­— Boks. Коронавирус и требование бесконтактной доставки ускорили рост проекта. Недавно стартап получил финансирование в размере €1,2 млн и теперь планирует установить свыше тысячи ящиков по всей стране. Главная идея компании созвучна духу времени — «получать посылки так же просто, как письма».

«Боксы» действительно удобны в использовании. В «умный» ящик высотой 1 м можно положить до пяти посылок одновременно.

«Это упаковки весом менее 30 кг», — добавляет Оливье де Родельц.

Все хранилища работают на аккумуляторах, срок службы которых составляет 2 года. Чтобы воспользоваться шкафчиком, достаточно сгенерировать в приложении Boks одноразовый код и сообщить его курьерской службе. Когда товар доставят, нужно показать этот же код «умному» ящику через Bluetooth и забрать пакет, а в приложении указать, сколько коробок осталось внутри.

«Boks являются коллективными хранилищами. Для обеспечения безопасности товаров и предотвращения любых злонамеренных действий все данные для открытия и закрытия ящика сохраняются в облаке», — подчеркивает сооснователь проекта.

Цена вопроса в кондоминиумах и многоквартирных домах составляет от €1,9 до €4 в месяц с человека.

«Мы продали 75 шкафчиков дюжине промоутеров и таким операторам недвижимости, как CDC Habitat, Eiffage и Constructa», — говорит Оливье де Родельц.

Беспилотник на доставке Джеймс Пэнг (James Peng) и Тяньченг Лу (Tiancheng Lou) давно известны за пределами Китая. В 2016 году они запустили стартап Pony.ai, а вскоре пришли со своими роботакси в Кремниевую Долину. До основания проекта предприниматели строили успешную карьеру в и . Пэнг проработал на руководящих должностях в обеих компаниях почти 11 лет. Гений-программист Лу, двукратный чемпион Google Code Jam, участвовал в разработке беспилотного автомобиля GoogleX, а после перешел в Baidu.

С момента основания в Pony.ai вложились Toyota, Sequoia Capital China и Beijing Kunlun Tech Co — $726 млн. Этот стартап, один из немногих, получил в Пекине лицензию на испытания своих беспилотников. В 2018 году ему выдали аналогичное разрешение власти Калифорнии. В США Pony.ai тестировал свои роботакси в рамках программы PonyPilot. Проект, по словам Джеймса Пэнга, догнал мировых гигантов.

«Если вы посмотрите вокруг, то обнаружите, что в сфере искусственного интеллекта Китай является единственным конкурентом США», — заявил он.

Во время пандемии стартап сменил ориентиры — вместо людей китайские роботакси развозят продукты и товары первой необходимости, заказанные на площадке электронной коммерции Yamibuy. Pony.ai предлагает два варианта бесконтактной доставки: самому забрать пакеты из багажника автомобиля либо попросить оператора, сидящего в машине, донести продукты до двери. Парк стартапа в Калифорнии насчитывает 10 беспилотников. В день роботакси развозят по 100 заказов. В таком режиме компания намерена проработать до середины лета. Забери сам Основанная в 2015 году американо-израильская компания Cheetah предлагала оптовую службу доставки продуктов для среднего и малого бизнеса в районе залива Сан-Франциско. Но COVID-19 чуть не обанкротил ее — заказы сократились на 80%. Cheetah пришлось быстро адаптироваться к новым условиям. Сейчас стартап предлагает услугу для частных лиц — Cheetah For Me. Пользователи могут заказать продукты и товары первой необходимости по оптовым ценам в мобильном приложении Cheetah и забрать заказ из 10 пунктов самовывоза. Все пакеты хранятся прямо в грузовиках-рефрижераторах.

Получить заказы можно бесконтактным способом — водитель все подготовит заранее, останется только забрать пакеты. Изменение концепции сыграло на руку американскому стартапу — в апреле он закрыл раунд на сумму в $36 млн (!). С момента основания в 2015 году Cheetah собрал свыше $67 млн. Сейчас компания вынашивает планы по расширению — вплоть до Далласа/Форт-Уэрта. Помимо продуктов и средств первой необходимости, компания готовится предложить пользователям бургеры с «мясом» из растений от Impossible Foods. Больше роботов-курьеров Сегодня отряд роботов-курьеров на улицах Темпе (Аризона) — это не фантастика, а реальность. В прошлом году стартап Starship Technologies, запущенный бывшими основателями Skype Ахти Хейнлом (Ahti Heinla) и (Janus Friis), планировал расширить географию до 100 университетов к концу лета 2021 г. Но пандемия коронавируса спровоцировала резкий рост спроса.

«В последние недели спрос на бесконтактную доставку увеличился в геометрической прогрессии», — заявил глава развития бизнеса Starship Technologies Райан Туохи (Ryan Tuohy).

В условиях пандемии роботы-курьеры, доставляющие пакеты весом до 20 фунтов (около 9 кг), работают без передышки. Время доставки составляет 15–30 мин, а цена — всего $1,99 за заказ. Траекторию движения каждого робота легко отследить по интерактивной карте. Если раньше, в 2016 году, за каждым курьером Starship следовал оператор, сейчас целые отряды роботов сами пересекают улицы и перелазят через бордюры — под дистанционным наблюдением.

Последние шесть лет стартап Starship Technologies, получивший $82,2 млн инвестиций, упорно двигался к своей цели — революционизировать сферу логистики. У него получается: в апреле прошлого года компания отпраздновала свою 50-тысячную коммерческую поставку в Милтон-Кинсе (Великобритания). В США проект работает с крупными университетами — в Аризоне, Питтсбурге, Техасе, Миссисипе и др. С началом пандемии коронавируса Starship Technologies добавила службу доставки продуктов в Вашингтон, Темпе и расширила свою деятельность до Ирвина (Калифорния). В ближайшие недели компания добавит новые города на карте доставки. Nuro помогает медикам Прямой конкурент Starship Technologies — стартап Nuro решил доставлять продукты и товары первой необходимости не только частным пользователям, а в первую очередь работникам здравоохранения, которые сейчас находятся на передовой в борьбе с вирусом.

«Это на самом деле очень выгодно для обеих сторон, поскольку резко уменьшает вероятность заражения», — считает сооснователь проекта Дейв Фергюсон (Dave Ferguson).

Вместе со своим будущим бизнес-партнером Цзяцзюнь Чжу (Jiajun Zhu) он работал над беспилотными автомобилями в Google. В 2016 году они оставили наемную работу. За последние четыре года Nuro удалось привлечь инвестиции в размере $1 млн. Детище бывших инженеров Google — это беспилотный электромобиль R2. В нем нет мест для водителя и пассажиров. Он ездит со скоростью до 25 миль/ч без боковых зеркал, лобового стекла и камеры заднего вида. Этот беспилотник предназначен для перевозки продуктов. Робот-курьер может работать в сложных погодных условиях, у него есть датчики температуры, которые помогают сохранить еду свежей, а полезная нагрузка составляет 190 кг. До пандемии компании Nuro тестировала своих «курьеров» на дорогах общего пользования в Калифорнии.

Сейчас прототипы R2 доставляют еду, средства индивидуальной защиты (СИЗ), чистое постельное белье медикам в выставочном комплексе в Сан-Матео и на арену Sleep Train (на базе этих объектов развернули полевые госпитали). И если раньше беспилотники Nuro просили получателя ввести код на сенсорном экране, чтобы открыть двери, сейчас доставка стала полностью бесконтактной — медикам нужно поднять большой палец вверх перед камерой R2, и дистанционный оператор Nuro откроет двери машины. Дроны прилетели Когда врачам в Народной больнице в округе Синьчан нужно было отправить образец для тестирования на коронавирус, они шли на посадочную площадку Antwork. Пара кликов на смартфоне, и шестилопастный дрон с важным грузом «на борту» отправлялся в местный центр тестирования. Основанный в Ханчжоу стартап Antwork внедрил свою систему логистики беспилотников в округе Синьчан на несколько месяцев раньше запланированного срока.

«Мы собирались запустить систему логистики беспилотников для коммерческого медицинского использования позже, но эпидемическая вспышка подтолкнула нас к тому, чтобы использовать ее в реальной жизни сейчас», — заявил соучредитель проекта Чжао Лянг (Zhao Liang).

Antwork появился на свет в 2015 году. Его основатели Чжао Лянг и Чжан Лэй (Zhang Lei) вместе учились в Пекинском университете аэронавтики и космонавтики. Изначально Antwork нацеливался на рынок общепита. В прошлом году, например, компания завершила экспериментальную поставку дронов-курьеров для сети быстрого питания KFC в Ханчжоу.

Но зимой, когда закрыли Ухань, после непродолжительных переговоров с местным правительством округа Синьчан Antwork стала доставлять лекарства и образцы для тестирования в местные больницы.

«Нам потребовалось около недели, чтобы получить лицензию на проведение беспилотных перевозок в Синьчане от Администрации гражданской авиации Китая (CAAC)», — говорит Чжао Лянг.

Обычно на это уходит до полугода и больше. За месяц дроны Antwork совершили свыше 300 рейсов. Первые полеты, как заявляют в компании, показали, что крылатые машины в два раза оперативнее наземного транспорта. На время пандемии дроны Antwork развозили лекарства бесплатно. С наступлением обычной жизни китайский стартап планирует брать за бесконтактную доставку по 2 юаня за километр. Сейчас стоимость самой компании выросла до 300 млн юаней (около $42,3 млн). Автор: Ольга Гриневич