Пошли в разнос. Кто зарабатывает, пока все «на нерве»

Для доставщиков онлайн-товаров коронавирус — самый белый и прекрасный лебедь. В эти самые дни, когда все «на нерве» закупаются впрок, они завалены работой. Но что придет на смену панике, как перераспределится трафик после отмены карантина, смогут ли курьеры и транспортники удержать и нарастить обороты после того, как жизнь людей вернется в обычное русло? Нынешняя тенденция трансформации потребительского спроса в сторону онлайн-покупок и доставки товаров на дом со всей очевидностью будет происходить не только во время, но и после карантинных мероприятий. В соответствии с этим неожиданно ускорившимся трендом адаптироваться приходится многим. И расти есть куда. Доля интернет-коммерции в торговом обороте российской розницы, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), не превышает 5%, в Приморском крае этот показатель и того ниже — порядка 2%. По прогнозам АКИТ, в 2020 г. российский рынок онлайн-торговли может увеличиться до 2,5 трлн руб. Сможет ли доставка справиться со вдруг возникшими объемами и как изменится этот рынок? Как показал опрос делового еженедельника «Конкурент», популярность пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов продолжает расти, однако коронавирус все-таки подстегнул покупателей посмотреть и в сторону курьерских услуг. «В период карантина услуги доставки стали социально значимым сервисом, спрос увеличился по всей стране. В целом в «Сберлогистике» доля курьерской доставки в общем объеме выросла с начала года в четыре раза», — поделились в пресс-службе «Сберлогистики». «В больших городах курьерская доставка остается предпочтительной, в малых, как и раньше, люди голосуют за самовывоз. Здесь нет кардинальных изменений, но, наверное, говоря про Владивосток, можно отметить небольшой прирост доставки, хотя значительная часть горожан все же пользуется самовывозом», — рассуждает Дмитрий Алексеев, глава DNS. Олег Косенко, руководитель электронной коммерции компании «Домотехника»: «Менталитет нашего потребителя таков, что мелкие и средние товары чаще забираются на точках выдачи. Покупатель хочет приехать, осмотреть продукт и только потом оплатить и забрать. По большей части, как и прежде, на доставку уходят крупные товары, которые неудобно забирать самовывозом. Товары весом до 20 кг люди чаще забирают самостоятельно, а неудобные по габаритам и более тяжелые заказывают на дом». «Жители крупных городов до пандемии предпочитали доставку в пункты выдачи заказов, а на фоне самоизоляции предпочтения сместились в сторону курьерской доставки, особой популярностью пользуется бесконтактная доставка до двери. Жители небольших городов и отдаленных территорий получают свои заказы с помощью «Почты России»: благодаря интеграции наших цифровых сервисов в 2019 г. нам удалось уменьшить срок доставки заказов в 85 субъектов страны в два раза: например, клиенты на Сахалине и Чукотке, в Омской и Иркутской областях теперь получают заказы за три дня», — рассказала Елена Шульгина, директор по развитию бизнеса в Ozon. «Пиар-менеджером» для курьерских услуг выступил запрет на работу торгово-развлекательных и бизнес-центров, а также фитнес-клубов. Он привел к закрытию целого ряда пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов. Так, например, с 30 марта у PickPoint временно недоступными для получения онлайн-заказов оказалось 877 ПВЗ. Это почти половина всей сети, которой располагает компания. По данным на начало апреля, у компании насчитывалось 1317 пунктов выдачи заказов. В компании PimPay в начале 2020-го доля ПВЗ составляла 65%, а с середины марта она резко сократилась до 40%. У Ozon доля пунктов выдачи и постаматов сократилась до 40–35%. При этом объем оказываемых услуг по курьерской доставке у того же ПЭК вырос в два раза. Олег Косенко: «Если говорить о цифровом и бытовом ретейле в масштабе Дальнего Востока, то наша компания — единственная, осуществляющая доставку с помощью собственной курьерской службы: у нас свои машины, и наши сотрудники занимаются развозом. Мы можем доставить товар в течение трех часов с момента заказа, эта услуга платная, но пользуется популярностью. Но все же львиная доля (порядка 95%) — это доставка на следующий день. И именно поэтому нам удалось избежать сбоев по срокам доставки». Многие ретейлеры уже предоставляют услуги селлерам и другим магазинам: и курьерскую доставку, и выдачу заказов в собственных пунктах и постаматах. «После переноса столицы региона в портовый Владивосток началось динамичное развитие складской инфраструктуры в Артеме. Там строят складские хабы DNS и «Почта России». Получили развитие локальные службы курьеров, поэтому большинство федеральных игроков, расширяя собственные сети ПВЗ, зачастую привлекают партнерские курьерские службы», — сообщили в пресс-службе «Сберлогистики». На рынок доставки выходят даже службы такси: в условиях снижения трафика из-за введенных ограничительных мероприятий «выплывать» водителям помогают срочные поручения по городу. Некоторые службы готовы предложить сегодня не только перевозку посылки, но и транспорт габаритных тяжелых грузов с услугами грузчиков. Таким образом наладила доставку, например, группа «М.Видео — Эльдорадо». «Курьерская доставка из магазинов осуществляется бесплатно при заказе от 2990 рублей после применения всех скидок. Для оперативного и безопасного обеспечения людей необходимой техникой в условиях самоизоляции мы запустили доставку до двери при помощи сервисов такси», — сообщил Андрей Петров, пресс-секретарь группы «М.Видео – Эльдорадо». Небольшие магазины склонны делить заказы на две группы: для доставки приоритетных использовать своих курьеров, а неприоритетные отдавать логистической компании. Ольга Булух, креативный директор магазина LonnaMag: «Так выгоднее. Курьеру нужно будет заплатить. Это дополнительные траты, которые сейчас не ко времени: кризис. Другое дело интернет-магазин, товары которого доставляются по всей России. Тут, конечно, самостоятельно не справиться — работаем с курьерской службой. Торговые точки сейчас перепрофилированы в точки выдачи заказов». Что дальше? Вернется ли деловое сообщество Приморья к прежнему состоянию — большой вопрос, считают опрошенные эксперты. Те преобразования, которые сегодня активно внедряются в сфере услуг, изменение психологии потребителя кардинально преобразят бизнес-процессы. Скорее всего, каждый мало-мальски значимый бизнес обзаведется сайтом или серьезно обновит старый, в нем будут встроены дополнительные сервисы удаленной поддержки через мессенджеры и видеозвонки, будут созданы или расширены услуги доставки у тех компаний, которые занимаются торговлей. Есть вероятность, что офлайн-магазины будут закрываться и уступать место компактным складам и точкам самовывоза. А популярность услуг курьерской доставки будет расти, свое развитие найдут и остальные тенденции. По мнению экспертов, май и июнь 2020?г. станут в первую очередь периодом отладки тех процессов и операций, которые были в авральном режиме запущены в марте и начале апреля. Что эти перемены означают для логистики? Возможности для роста и жесткую необходимость срочных перемен. Тот, кто будет работать по-старому, скоро уйдет с рынка.

Пошли в разнос. Кто зарабатывает, пока все «на нерве»
© Konkurent.ru