Ещё

Путин дал команду «Суперджету»: На взлет 

Путин дал команду «Суперджету»: На взлет
Фото: Свободная пресса
Могущественный решил проблему с невостребованными авиалайнерами Sukhoi Superjet 100. А их накопилось уже шесть десятков. Правда, не все они построены. В суммарную цифру включены и самолеты, заказанные авиакомпаниями, но от которых впоследствии отказались из-за резкого снижения репутации лайнера.
«Ведомости», ссылаясь на три источника из  (ОАК), сообщает о некоторых «потерях». В частности, мексиканский авиаперевозчик Interjet согласился приобрести только 22 самолета из заказанных 30. Радикальнее поступила ирландская компания Cityjet, которая заказала 15 бортов с опционом еще на 16, но взяла лишь 7. Ситуация усугубляется тем, что на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина уже не первый год стоят 22 полностью готовых самолета.
Казалось бы, проблему неликвида мог бы практически стопроцентно решить , который сейчас эксплуатирует 54 лайнера SSJ100. Всего же были заказаны 96 таких самолетов. То есть 42 борта, казалось бы, можно было бы пристроить легко. Однако «Аэрофлот» хоть практически и государственная компания (51,2% акций принадлежат , а гендиректор  — член Высшего совета ), но фирма, как говорится, «не резиновая».
Несмотря на созданную в компании инфраструктуру по обслуживанию SSJ100, каждый этот самолет из-за крайне низкого налета в лучшем случае не приносит никакой прибыли. В худшем — убыточен. Неслучайно даже закупившие «Суперджеты» компании-авиаперевозчики стремятся от них избавиться.
Вышеупомянутая ирландская Cityjet, посчитав «прибыли», немедленно передала в лизинг все 7 машин бельгийской национальной компании Brussels Airlines. Похоже, теперь бельгийцы чешут затылок, поскольку эти 7 самолетов составляют 12% от численности авиапарка компании.
Вопрос о том, куда пристроить 60 неликвидных самолетов, решился, надо сказать, силовым методом. ОСК входит в состав «Ростеха». И одновременно контролирует российскую . Используя непосредственную зависимость авиакомпании от могущественной госкорпорции, возглавляемой Чемезовым, «Ростех» намерен «осчастливить» ее пополнением авиапарка. Первые пять самолетов должны быть переданы в этом году, остальные в период до 2024 года.
Предполагается, что самолеты может выкупить за счет бюджетных субсидий одна из лизинговых государственных компаний. На что, по сведениям «Ведомостей», может понадобиться более 100 млрд рублей субсидий. В этой роли могут выступить, например, принадлежащая (ГТЛК), или «Авиакапитал-сервис», входящий в «Ростех».
Несомненно, эта схема была проработана заблаговременно. Но «добро» на ее реализацию было получено 13 мая на онлайн-совещании у президента. «Предлагаю запустить новую программу поддержки лизинга и эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020-2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии», — сказал Путин. При этом им было предложено ввести субсидии для снижения стоимости летного часа.
Можно предположить, что руководство Red Wings испытывает совершенно противоположные чувства по поводу этого подарка самолетов. Который, в то же время, может стать для компании и подарком судьбы.
С одной стороны, Red Wings прекрасно знакома с самолетом SSJ100. Компания эксплуатировала пять таких самолетов два с небольшим года. Они были взяты в аренду в  и туда же возвращены в 2016 году в связи с крайне низкими экономическими показателями их эксплуатации.
С другой стороны, эта компания уже находилась в ситуации, которая была чревата закрытием. Это было связано с катастрофой в 2013 году в  самолета Ту-204. В связи с чем, если верить данным в интернете, собственник Red Wings был вынужден продать компанию группе за символическую цену в 1 рубль.
Ну а сейчас, в ситуации полной неопределенности, связанной с пандемией коронавируса, не все российские авиаперевозчики доживут до следующего года. Несомненно, следует ожидать снижения пассажиропотока. И очень серьезные убытки могут быть у эксплуатантов крупных дальнемагистральных и даже среднемагистралных лайнеров, которые придется гонять с большим недогрузом.
Ближнемагистральный узкофюзеляжный SSJ100 в этом отношении будет очень выгодным самолетом. Несмотря на то, что сейчас у него совершенно иные экономические показатели. Однако, как следует из заявления Путина, благостные субсидии прольются на каждый полетный час этого самолета. Это и есть один из важнейших механизмов поддержания отечественных авиаперевозчиков, а также авиастроителей.
Тут есть и еще один важный момент — демонстрация компанией лояльности. А это дорогого стоит, то есть самых разнообразных преференций, помимо объявленных на совещании у Путина.
Так что же с этим самолетом не так, что от него до пандемии перевозчики шарахались как черт от ладана? Да потому что самолет, по сути, не летает, а простаивает на земле, ремонтируется. Средний налет у лайнеров Boeing и Airbas составляет 10 часов. У Embraer — 6 часов. У SSJ-100 — 3,6 часа в сутки.
Столь низкая готовность этих самолетов, спроектированных в гражданском подразделении КБ Сухого, объясняется большой долей использования в конструкции иностранных комплектующих. В различные периоды производства самолета эта доля колебалась от 55% до 77%. И тут все дело портят двигатели, которые требуют капитального ремонта через 2-4 тыс. часов эксплуатации, хоть производитель и гарантирует 8 тыс. часов безотказной работы. Мало того, что самолеты встают на досрочный ремонт, но и ремонт затягивается на несколько месяцев из-за того, что запчасти из Франции приходят с громадными задержками.
Турбовентиляторный двигатель SaM146 разработан французской компанией Safran. Для его серийного производства (ОДК) и компанией Safran было образовано совместное предприятие Powerjet. Французы делают у себя так называемую горячую часть двигателя, где сжигается топливо. Все остальное делается в Рыбинске на заводе компании «ОДК-Сатурн». Там же и собирается готовое изделие.
И отказывают именно французские части двигателя. Что и установлено, и доказано. Французы уже несколько лет обещают исправить конструктивные ошибки. Но ничего не исправляют.
В сложившейся ситуации эксплуатанты самолета (в основном «Аэрофлот») прибегают к беспрецедентным мерам — создают банки запасных двигателей.
В то же время компания «Гражданские самолеты Сухого» и «» намерены решить проблему радикальным образом. Заменить французский двигатель российским ПД-10, который создается на базе серийно выпускающегося ПД-14. Двигатель может быть получен в лучшем случае в 2022 году. И это значит, что определенное количество «Суперджетов» будет летать, будем надеяться, на надежном движке. Что должно существенно повысить ежедневный налет самолета. И сделать его экономически выгодным.
Ну, а авиакомпания Red Wings, которая сейчас эксплуатирует всего 14 бортов, станет крупнейшим региональным авиаперевозчиком.
Новости гражданской авиации: «Суперджет» без ручки: Был ковер-самолет, а у нас появился самолет-пылесос
Бизнес в России: «Суперджеты» улетают в минус
Видео дня. Самый дорогой частный дом в России выставили на торги