Экс-глава Siemens в России Дитрих Меллер прокомментировал резолюцию транспортного форума «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт»

Так, по словам д-ра Меллера, в представленной резолюции содержится широкий спектр рекомендаций, относящихся как к общим вопросам поддержки производства и выработки прогнозов развития ситуации на рынке в условиях коронавирусной пандемии, так и к выбору отдельных компонентов и их ремонту. «Резолюция отражает положение на российском рынке железнодорожных перевозок, для которого характерна высокая степень монополизации и привычное стремление к централизованному управлению», -- отмечает эксперт. «Я же являюсь сторонником рыночной системы, при которой государство лишь определяет рамочные условия для честной конкуренции участников рынка. Опыт показывает, что в долгосрочной перспективе именно наличие здоровой конкуренции позволяет внедрить наиболее инновационные и экономически оправданные решения. Исходя из этой позиции, считаю, что исполнение рекомендаций №№ 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11 и 13 было бы оправданно и способствовало бы улучшению условий работы всех участников рынка во время кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией», -- считает Д. Меллер. Речь идет о таких рекомендациях как: поддержать предприятия, работающие в машиностроительной отрасли (п.1); провести анализ грузопотоков на ближайшие 2–3 года с учетом пандемии COVID-19 и общего падения производства (п.2); тщательно проанализировать перспективы создания единой саморегулируемой организации (СРО) компаний-операторов (п.5); обратить внимание на потенциал института частных перевозчиков и принять меры по его развитию (п.6); урегулировать и упростить процедуру присвоения условных номеров клеймения ремонтным организациям (п. 8); предоставлять участникам рынка возможность добровольного выбора, какой именно тип подшипников использовать в буксовом узле вагона, без какого-либо принуждения со стороны регуляторов (п.10); перевести добровольный стандарт погрузочно-разгрузочных операций в обязательный, регулируемый приказом Минтранса (п. 11); облегчить процедуру перехода на обслуживание вагона по пробегу, а не по календарю (п. 13). «Во второй группе рекомендаций (№№ 7, 9) изложены возможные меры поддержки конкретных предприятий (п. 7 – предложение о субсидировании приобретения локомотивов частными компаниями (ППЖТ) для работы на путях необщего пользования, п. 9 – о налоговых льготах для головных исполнителей и соисполнителей НИОКР в течение срока реализации комплексного инвестиционного проекта). В контексте общегосударственной политики имело бы смысл принять всеобъемлющие программы поддержки отрасли. Предлагаемые рекомендации едва ли можно назвать амбициозными, так как они затрагивают лишь небольшой круг компаний (в отличие, в частности, от рекомендации №1). Более целесообразной представлялась бы рекомендация об отказе от сокращений инвестиционной программы ОАО «РЖД», являющегося главным заказчиком на российском транспортном рынке, что могло бы сопровождаться получением компанией соответствующих государственных субсидий», -- считает Д. Меллер. Вмешательство в процессы рыночного ценообразования (о чем идет речь в рекомендации №4 -- провести мониторинг и дать рекомендации по корректировке цен на новый подвижной состав и комплектующие к нему в связи с падением цен на металл), с точки зрения эксперта, должно допускаться исключительно в рамках полномочий ФАС, то есть в случае подозрения на формирование монополии или на наличие картельного сговора. Реализация рекомендации №3 (проект «Цифровой инспектор» – создание единой общероссийской базы данных деталей грузовых вагонов), на взгляд Д. Меллера, представляется затруднительной и имеет шансы на успех лишь в отношении деталей, являющихся критически важными с точки зрения безопасности: «Считаю более экономически целесообразным и реалистичным упор на сертификацию, обязательную маркировку и контроль качества со стороны предприятий-производителей». Рекомендация же №12 (рассмотреть возможность отмены п. 12.6 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, где говорится, что буксе с однорядным роликовым подшипником через два восстановления требуется средний ремонт) относится к очень узкому вопросу, который следовало бы разрешить в рамках взаимодействия с ОАО «РЖД» в рабочем порядке, считает Д. Меллер.

Экс-глава Siemens в России Дитрих Меллер прокомментировал резолюцию транспортного форума «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт»
© РЖД-Партнер