Прокликала заначку: как не разориться на покупках в интернет-магазинах
В период пандемии москвичи стали чаще закупаться в интернет-магазинах. «Вечерка» узнала у экспертов, как контролировать расходы, совершая покупки в один клик. Москвичка Елена Батушева рассказывает: — Для меня шопинг — это способ расслабиться. Раньше я два-три раза в месяц ходила в торговый центр и покупала какую-то обновку. Но обычно ограничивалась одной. А сейчас покупаю почти каждый день, потому что в интернете дешевле и намного проще — не нужно долго ходить, стоять в очереди в примерочную. Муж видит, что деньги на карточке быстро убывают, мы начали ссориться. Действительно, онлайн-шопинг отличается от обычного своим удобством, отмечает маркетолог Игорь Васильев. — Именно в удобстве и коварство, — говорит эксперт. — Покупатель — а чаще покупательница — видит красивую картинку и просто жмет на нее! В реальности платье может плохо сидеть, туфли — жать, книга быть неинтересной. Многие интернет-покупки — это кот в красивом мешке, но мы об этом не задумываемся. Кандидат психологических наук, преподаватель МГУ Станислав Козловский советует: — Если хотите ограничить себя в интернет-покупках, используйте несколько правил. Не смотрите на то, что уже есть дома. Не покупайте однотипные товары — например, три блузки. Поставьте ограничители на сумму разового шопинга и на число посещений онлайн-магазинов в месяц. А еще я бы советовал найти себе другое развлечение, приносящее радость. Например, спорт или книги. По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, из-за перехода на самоизоляцию и удаленную работу в интернет-магазинах сейчас бум заказов: — Сейчас мы наблюдаем, что в несколько раз увеличилось количество заказов продуктов питания и электроники. Также сейчас вырос спрос на аксессуары для работы из дома — гарнитуры, клавиатуры, мышки. Москвичи стали значительно чаще покупать товары для детей — подгузники, детское питание. В пресс-службе крупнейшей российской компании, занимающейся интернет-торговлей, заявили, что спрос на товары для развлечений еще с середины марта держится на уровне дней перед 23 Февраля и 8 Марта. Показатель продаж настольных игр вырос на 150 процентов, товаров для хобби и творчества — на 120 процентов, книг — на 110 процентов. А средненедельные продажи подписок на игры и онлайн-кинотеатры стали втрое выше стандартных. В два раза выросли и продажи спортивных аксессуаров для домашних тренировок. Также наблюдается резкий рост продаж одежды и обуви. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Дмитрий Сендеров, маркетолог: — Как только пандемия закончится, онлайн-торговля вернется к показателям, которые были до нее. Ведь шопинг — это целый ритуал, особенно для женщины. Она красиво одевается, идет в магазин, где долго выбирает, смотрит на себя в зеркало, общается с продавцом. Все это часть ритуала. К тому же в изоляции мы сильно соскучились без общения, а шопинг — это во многом общение. И он скоро вернется в офлайн. Не понравился товар — возвращайте Роспотребнадзор дал советы всем, кто делает онлайн-покупки. Ведомство выложило на своем сайте памятку. Если вы заказали товар наложенным платежом, содержание посылки покажут на почте только после оплаты. «Будьте настороже вдвойне, если товар отправляет физическое лицо, — предупреждает Роспотребнадзор. — Если покупка по какой-то причине не устроит вас, то ее нужно вернуть продавцу — расходы на пересылку обратно несет покупатель». Перед тем, как приобретать что-либо в интернет-магазине, обратите внимание на реквизиты продавца: как называется компания, ее адрес, режим работы, ОГРН/ ОГРИП. Насторожить должно, если оплата возможна только по безналичному расчету. Электронный чек должен направляться на указанный покупателем адрес электронной почты или номер мобильного. В чеке должен быть указан адрес сайта продавца. Покупатель, совершая покупки через интернет, вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара, — пояснили в Роспотребнадзоре. Если товар куплен через маркет-плейс (Wildberries, Ozon, Lamoda, Beru, Goods и т. д.), то претензию можно предъявить не только производителю, но и владельцу сайта. Это можно сделать, если на агрегаторе указали недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце и если покупку не отдали в срок. Проверяйте овощи и фрукты Юрист общества защиты прав потребителей Мария Свиридова рекомендует: — Сейчас многие москвичи покупают продукты онлайн. Я бы настоятельно советовала рассчитываться не заранее, а на месте — непосредственно с доставщиком заказа. Но до того как заплатите, внимательно осмотрите все упаковки. Не повреждены ли они, когда истекает срок годности, те ли товары вам доставили, довольны ли вы их качеством. Ведь фрукты и овощи, например, часто привозят несвежие и со следами порчи. Платите только за то, что вас устраивает. Дело в том, что службы доставки магазинов сейчас работают с большими перегрузками и часто допускают ошибки. Читайте также: Доктор Комаровский дал советы по поведению в магазине в период коронавируса