Родной, но не российский. Какие столпы авторынка в фаворе у Минпромторга

Для создания рейтинга мы проанализировали бухгалтерскую отчетность предприятий по базе данных «Seldon.Basis» – ключевые финансовые показатели, такие, как баланс компаний, стоимость активов, выручку и чистую прибыль за 2018 год, а также изменение по отношению к предыдущему периоду. Также мы изучили, насколько компании вовлечены в исполнение госконтрактов, какова их структура, количество и финансовая емкость. Кроме того, мы ознакомились с данными по выпуску продукции за прошлый год на сайтах самих автопроизводителей, и выяснили, какую долю рынка занимали в прошлом году системообразующие предприятия отрасли. Шик и нищета Самый удачливый и успешный игрок рынка – «Тойота Мотор», чьи финансовые показатели в 2018 году выросли по всем фронтам. Выручка прибавилась на 15%, в абсолютных цифрах взлетев за 300 млрд рублей. А чистая прибыль превысила 12 млрд, что в полтора раза выше результата 2017 года. Учитывая, что это не фирма, которая занимает значительную долю рынка, очевидно, что менеджмент японского концерна смог выстроить работу крайне эффективно. В спину лидеру дышит российское подразделение «Фольксвагена» – выручка немного не дотянула до 300 млрд, а вот прибыль выросла аж на 66%, поднявшись до 8,75 млрд рублей. Любопытно, что замыкает рейтинг в этой части еще один японский концерн – «Ниссан». Несмотря на популярность этой марки среди россиян, производитель из Страны восходящего солнца уже семь лет не может выйти «в плюс». Даже несмотря на то, что показатели немного улучшились, убыток, превышающий 6 млрд рублей делает перспективы концерна в России весьма туманными. Согласно результатам независимого аудита, которые есть в открытых источниках, проблемы завода тянутся уже много лет, огромное число дорогих краткосрочных кредитов, необходимость их обслуживать постоянно портят финансовые перспективы компании. Отдельно можно отметить результаты российских производителей. Впрочем, входящий в концерн Renault «Автоваз» уже давно нельзя назвать отечественным, поскольку он является активом иностранных юрлиц, он продолжает штамповать самый массовый российский бренд – «Lada». Если бы не сильно неудачный предыдущий год, российский концерн мог бы обогнать даже «Тойоту» – чистая прибыль составила всего 1,5 млрд рублей, но это на 14 млрд лучше, чем годом ранее. А по выручке «Автоваз» даже обгоняет «Фольксваген». Вылез из долгов и «Камаз», прибавив за год 4,5 млрд и заработав 1,2 млрд рублей. «Короли» и «боги» госконтрактов Госконтракты – лакомый кусок для любых производителей, не менее важно это и для автопроизводителей. И если производители легковых авто ориентируются, как правило на частных покупателей, то производителям, например, большегрузной техники и автобусов выжить без таких заказов довольно тяжело. И в этом контексте, «Камаз» буквально поймал золотую рыбку, став настоящим «богом» госконтрактов. Только за последние несколько лет этот холдинг выиграл целую серию контрактов с Мосгортрансом. Речь идет об обновлении автобусной сети столицы. С 2018 года было заключено контрактов на 40 с лишним миллиардов рублей. Самые крупные контракты рассчитаны до 2034 года и предполагают поставку сотен автобусов «Нефаз» на маршруты столицы, а также предоставление сервисных услуг. Грузовики, известные на весь мир, благодаря 17 победам на «Дакаре» тоже поставляются в рамках госконтрактов, но это, как правило, различные добывающие компании, в основном, «дочки» Газпрома. Суммарный портфель контрактов за последние годы у «Камаза» немного не дотянул до 68 млрд рублей. На втором месте по объему госконтрактов оказалась фирма, которая вообще практически не производит автомобилей, а занимается научно-исследовательской работой. Речь идет о ФГУП «НАМИ», который за 2019 год произвел официально два автомобиля, зато каких. Именно этому институту в свое время было поручено разработать Единую модульную систему, на базе которой будет выпускаться лимузин для первого лица государства и целый ряд автомобилей разных классов. Этот контракт и вывел «НАМИ» в число лидеров – контракт на разработку ЕМП обошелся казне в 8 млрд рублей. Но, хотя бы отчасти, результат известен – президент активно использует в последний год именно эту разработку, вместо привычного «Mercedes». Можно вспомнить, что благодаря этому контракту большой резонанс получили пьяные выходки зазнавшихся футболистов Кокорина и Мамаева, которым под горячую руку в ресторане подвернулся гендиректор «НАМИ» Сергей Гайсин. Замыкает тройку «королей госконтрактов» еще один производитель грузовиков с легендарной историей – миасский завод «Урал». Его общие финансовые параметры не впечатляют – последние три года завод приносит убытки, хотя их объем, стоит признать, сокращается. Не в последнюю очередь, вероятно, это происходит благодаря крупным контрактам – За последние два года только для нужд Росгвардии было поставлено грузовиков и специализированных бронемашин на 2 млрд рублей. Всего за последние пять лет «Урал» принял участие в исполнении 86 контрактов на 6,5 млрд рублей. Борьба за рынок Бухгалтерская отчетность и сумма госконтрактов – довольно абстрактная цифра, в случае автопроизводителей гораздо большее понимание дает доля на рынке и общее число произведенных автомобилей. С этой точки зрения позиции «Автоваза» остаются незыблемыми – различные модели «Lada» остаются самыми покупаемыми машинами в стране, а завод производит более 360 тыс. машин в год, занимая 20,5% авторынка. На втором месте по размаху и востребованности оказалось дочернее предприятие корейского производителя «Hyundai» – благодаря адаптированным для российских условий, вроде «Solaris» и относительно недорогого модельного ряда ему удается удерживать долю рынка более 14%. На третьем месте оказался калининградский «Автотор» – едва ли единственная российская частная компания с четвертьвековой историей. В этом году фирме вряд ли удастся удержать позиции – на днях руководство заявило об очень существенном снижении объемов производства, примерно на 40%. Но в прошлом году «Автотору» принадлежало 12,4% произведенных в России машин. Сильная черта этого завода в том, что он сотрудничает с несколькими партнерами, среди которых тот же Hyundai, а также BMW, Kia, Daewoo и Ford. Благодаря этому компания уверенно чувствует себя в максимальном числе ниш. В отличие от того же Nissan, который производит в России только две модели внедорожников. Ну, а настоящим аутсайдером рейтинга можно назвать «Урал», который производит чуть больше 7 тыс. машин в год, что дает ему право на несколько десятых долей процента от общего российского авторынка. Итоги Подводя итоги, можно отметить, что отрасль автомобилестроения практически полностью попала под крыло государственной поддержки или, во всяком случае, внимания – 11 компаний, за вычетом «НАМИ» охватывают порядка 83-85% рынка, включая рынок грузовиков и коммерческого транспорта. За чертой остались компании, которые держат менее 2% рынка каждая. Второй важный вывод, который напрашивается – российский автопром очень условно можно назвать российским. Единицы остались во владении российских собственников, даже «Камаз», например, на 15% принадлежит немецкому Daimler Trucks AG, не говоря уже об французском «Автовазе». С другой стороны, можно сказать, что благодаря тому, что крупнейшие мировые автоконцерны инвестировали в производство в России миллиарды евро, наш автопром, во всяком случае, территориально расположенный на территории России, был интегрирован в мировой, принял участие в обмене технологиями и глобальном рынке. Это позволило не похоронить автомобильное производство, и примерно 10 лет назад, дать ощутимый толчок к развитию. Мнение эксперта «В апреле текущего года продажи автомобилей в России сократились на 72,4% в годовом выражении – это самое сильное падение за всю историю наблюдений. При этом за период январь-апрель продажи снизились на 19,1%. «Автоваз» без учета внедорожников Niva – падение на 71%, Kia – на 78%, Renault – на 75%, Volkswagen – на 68%, Skoda – на 59%, Toyota – на 70%, Hyundai – на 84%, ГАЗ – на 58%, Nissan – на 59%. К началу мая только около 10 регионов открыли дилерские центры после частичного снятия режима самоизоляции. PwC прогнозирует сокращение продаж новых легковых автомобилей в России в 2020 году на 30%, автодилеры прогнозируют сокращение спроса на 50%. Автомобильная промышленность, наравне с недвижимостью, является системообразующей отраслью для всей экономики страны. В ней занято около 300 тысяч человек, а с учетом смежных отраслей – 3,5 млн. работников. При сокращении автопроизводства на 20%, потери рабочих мест могут составить более 700 тысяч, а при сокращении на 50% – до 2 млн. Автомобильные кластеры расположены в Калининградской, Калужской, Московской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской областях. Здесь автомобильные заводы являются ключевыми плательщиками налогов и крупнейшими предприятиями, обеспечивающими занятость. В случае проблем у автопроизводителей региональные бюджеты могут недополучить до 10% налогов, став дефицитными. Поэтому поддержка автопроизводителей исключительно важна с точки зрения обеспечения стабильности всей экономической системы страны. Вне зависимости, какая марка автомобилей производится на конкретной территории, потому что это – рабочие места, зарплата, отчисления в различные фонды, налоги, наполнение бюджета, социальная стабильность в регионах», – прокомментировал «ФедералПресс» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Фото: Пресс-служба «Автоваз» Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Родной, но не российский. Какие столпы авторынка в фаворе у Минпромторга
© РИА "ФедералПресс"