Войти в почту

VR/AR. Когда технологии нужны промышленности?

О том, когда иммерсивные технологии действительно пойдут на пользу промышленным предприятиям, а когда с внедрением лучше повременить рассказывает президент российской VR/AR-компании Modum Lab Дмитрий Кириллов. Виртуальная реальность (VR) - это технологии, которые позволяют погрузить человека в искусственно созданный мир, создают эффект присутствия. Сегодня эти технологии позволяют воссоздать практически любое окружение, поместить пользователя в определённые ситуации. Картинка может быть прорисована на компьютере или записана видео с углом обзора в 360 градусов. В случае c AR речь идет о дополнении реального пространства элементами виртуальной среды. Часто такие технологии компании используют в качестве инструмента решения производственных задач или в маркетинге. Сегодня созданные в VR/AR-формате решения широко применяются не только в игровой сфере, но и в бизнесе, маркетинге, промышленной безопасности, коммуникации, позволяют компаниям оптимизировать ряд производственных процессов. Эти технологии входят в число «сквозных» и могут применяться в самых разных сферах. Направления, в которых применяются технологии виртуальной реальности, обширны. Внедрение VR может быть направлено на решение прикладных задач, например, на тренировку персонала. Преимущества VR еще и в том, что знания, которые раньше можно было получить только в виде теоретических знаний, на занятиях с персональным тренером, теперь можно «упаковать» в цифровой формат, практиковать и масштабировать на неограниченное число сотрудников. При обучении создаются ассоциативные связи между теорией и практикой: пользователь успешно усваивает новые теоретические знания и тут же получает шанс применить их на практике в виртуальном пространстве. Из-за возможности воссоздать сложные процессы и наглядно показать их работу VR часто используется в промышленности. Согласно исследованию Pricewater house Coopers за 2019 год, в пятёрку прорывных технологий для бизнеса вошли виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR). Однако прорывной - ещё не значит подходящий абсолютно всем. Иногда многомиллионные инновационные инициативы могут привести к очень значительным убыткам. Согласно исследованию европейских аналитиков PAС, в среднем, один неудачный проект, связанный с внедрением технологий, обходится промышленным компаниям из стран ЕС в полмиллиона евро. В России цена неудачного эксперимента обычно несколько ниже, но на практике такой опыт всё же резко негативно отражается на благосостоянии бизнеса. А дело в том, что полная или точечная цифровизация в компании заключается не только в покупке хорошей технологии, но в настройке и предварительной подготовке целого ряда процессов. Важную роль здесь играет и недостаток опыта. Ещё одна частая ошибка - стремление бизнеса подхватить «волну хайпа». При этом не прорабатываются конкретные задачи, предварительно не просчитывается экономическая эффективность. Руководители отделов инноваций иногда могут полагать, что если технология подошла их конкурентам по рынку и показала свою эффективность там, то она подойдёт всем. Но так это не работает. Через непонимание бизнеса на начальных этапах развития прошли дроны, ИИ и другие инновационные решения. Сегодня на гребне волны «хайпа», например, находится ИИ: компании понимают, что это - модно, к тому же технология эффективно работает в сотнях других компаний. Но внедрить инновацию так, чтобы были достигнуты конкретные цели и увеличены показатели получается далеко не у всех. И всё же, говоря о технологиях, неправильно было бы начинать с тех случаев, когда они не работают. Стоит понимать, что VR/AR-технологии являются «сквозными», а значит, могут применяться для решения самых разных задач, в самых разных сферах. И, кстати, с каждым годом применять виртуальную и дополненную реальность эффективно получается у всё большего числа компаний. К VR/AR-решениям могут прибегать даже предприятия, не обладающие цифровым оборудованием. Зачастую сотрудникам бывает непросто овладеть сложным оборудованием, верно соблюсти последовательность действий при работе, что значительно тормозит производство. В таком случае, быстро и эффективно натренировать персонал, ускорить процессы помогает VR-обучение. Работает это не только в случае со старым оборудованием, но и наоборот – с новым, высокотехнологичным. Например, VR-технологии внедрила российская биотехнологическая компания BIOCAD для обучения стажеров работе со сложным в использовании и дорогостоящим процессом заправки биореактора. Ошибка сотрудника при работе с этим оборудованием может стоить компании десятков миллионов рублей, а технологичный метод обучения позволяет свести риски практически к нулю. VR-опыт сегодня становится незаменим для сотрудников компаний, имеющих дело с опасными и горючими веществами, взрывоопасными материалами. Все работники таких предприятий, несомненно, проходят специальные инструктажи и учения, имитирующие опасные явления. Но при этом существует нюанс: обо всех действиях люди знают лишь в теории и реальное поведение человека при ЧС становится невозможно предсказать. С большой вероятностью, сотрудник не имеющий реального опыта, испугается, допустит ошибку при ликвидации последствий аварии или серьезно пострадает. VR же позволяет в точности смоделировать опасную ситуацию, соблюсти последовательность и регламент действий при ЧС, сэкономить на учениях и масштабировать обучение на сколько угодно человек. При этом наличие современного оборудования у компании никак не будет связано с качеством обучения. Сотрудники одной из российских промышленных компаний, в режиме индивидуального инструктажа обучаются наливу нефтепродукта и действиям в случае его возгорания, розлива и других ЧС. При этом человек взаимодействует с оборудованием, ощущает высоту, а в случае наличия специального костюма, даже может чувствовать жар пламени и вибрации взрывной волны. Стоит правда понимать, что создание высокодетализированный симуляции - довольно дорогостоящий процесс и в ряде случаев его лучше заменить наиболее бюджетными аналогами. В случае с VR это могут быть так называемые «коробочные» решения. Другими словами - проекты, которые направлены на тренировку стандартных навыков и могут подойти кому угодно. Такие решения могут быть направлены на тренировку работ на высоте, оказание неотложной медицинской помощи или на изучение регламентов работы с типичным для той или иной отрасли оборудованием. Умение сотрудников продуктивно выстраивать диалог с партнёрами, непрерывно учиться или управлять эмоциями в стрессовых ситуациях сегодня являются для компаний такими же ценными навыками, как и технические знания персонала, опыт. Результаты исследования фонда Карнеги Мелона и Стэндфордского исследовательского института доказали, что успех руководителей компаний из списка «Fortune 500» на 75% зависит от soft skills, тогда как hard skills занимают только 25%. Ученые также признали, что гибкость позволяет стать более успешным, независимо от рода деятельности и специфики работы. Компании активно используют VR для развития soft skills (гибких навыков) линейного персонала или руководителей. Технологии виртуальной реальности даже называют «машиной сопереживаний» за счёт возможности поставить сотрудника на место коллеги или, например, потенциального клиента. Первое масштабное обучение сотрудников soft skills при помощи VR продемонстрировала компания Walmart, закупив под эти цели 17 тысяч VR-шлемов. При помощи технологий сотрудники компании учатся лучше понимать своих клиентов, проявлять самообладание во время “чёрной пятницы” или корректно общаться с подчинёнными. Эти же навыки нужны и руководителям проектов, связанных с промышленностью. Однако, перед принятием решения о внедрении VR-решений, стоит учитывать множество показателей: травмы на рабочем месте, число внештатных ситуаций, поломок, простоя дорогого оборудования и стоимость обучения новых сотрудников для компании. Предварительная аналитика позволяет избежать проблем еще на пути планирования и понять, сможет ли технология решить необходимые задачи, закрыть вопросы обучения сотрудников, сможет ли она масштабироваться в дальнейшем и работать эффективно. Часто проблема заключается ещё и в том, что в компаниях не развиты или вовсе не созданы отделы по цифровой трансформации или отделы, отвечающие непосредственно за VR/AR-технологии. А важно не только разработать технологию, но и в дальнейшем оставаться на постоянной связи с разработчиком, провести пилотирование проекта, и в случае необходимости - внести правки, настроить оборудование, провести аналитику. Сотрудники таких отделов занимаются и стратегией внедрения цифровых продуктов в компанию, в рамках решения конкретных бизнес-задач. Специалисты тесно работают с внутренними отделами по развитию персонала, HR, корпоративными университетам, а также подразделениями, отвечающими за промышленную безопасность или маркетинг. Сегодня в России наличие таких отделов - всё еще редкость, хотя, они уже существуют в очень крупном бизнесе и компаниях-лидерах рынка. Есть такие специалисты, например, у Газпром-нефти, компании BIOCAD, Полюс-золото и Cибура. Сдерживающими факторами для внедрения VR/AR для некоторых, особенно небольших, компаний может являться высокая стоимость внедрения технологий, доступ к данным, недостаточное количество успешных примеров среди конкурентов, низкий уровень автоматизации в ряде отраслей, нехватка квалифицированных кадров. Эффективное использование преобразующего функционала инновационных внедрений также подразумевает наличие нужных людей, готовых к принятию цифровой трансформации, выстроенных процессов и гибких партнерских отношений. Почти всегда действия и стратегии, заблаговременно предпринятые бизнесом, являются решающими для достижения успеха в процессе внедрения технологичных продуктов. Технологии могут открыть промышленникам новые источники дохода и повысить эффективность работы. Тем не менее, большие деньги и время могут быть потрачены впустую, если организации не подготовят бизнес, чтобы правильно воспользоваться инновационными решениями. Так произошло например, с американской компанией GE, которая в 2011 году анонсировала многообещающую цифровую трансформацию производства, обучения сотрудников, способов доставки продуктов и оказания услуг. В рамках перехода к «цифровой индустриальной» программе, компания внедрила электронные датчики во многие продукты, разработала мощную инновационную платформу интернета вещей и трансформировала бизнес-модели для производственных решений. При этом акции компании за несколько лет сильно упали, компания столкнулась с серьёзными убытками, а CEO, ответственный за технологичные решения GE, ушёл с занимаемой должности. В результате корпорация прервала финансирование амбициозного и масштабного проекта в виртуальной реальности и все средства оказались потрачены впустую. Бывает также, что руководители направлений слишком увлекаются технологиями и теряют рациональный подход к принятию решений. Так несколько лет назад произошло и с компанией Ford и внедрением VR. Огромные цифровые инвестиции в производственный процесс попросту не окупились и характеризовались стремительным падением акций. Должностью также «поплатился» руководитель, отвечающий за инновации, который попросту не сумел просчитать риски и внедрил технологии в процессы, которые того не требовали. Результаты внедрения технологичных решений в большинстве компаний сегодня говорят о том, что их цифровые проекты приносят результаты. При этом важно принимать во внимание, что, по данным американских исследователей, порядка 33% крупных международных компаний за последние 3 года пришлось отменить проекты, связанные с цифровой трансформацией тогда. когда в проекты уже были введены значительные инвестиции. Нередки промахи, связанные с управлением, недостатком опыта. В связи с нехваткой навыков и недостаточным уровнем знаний при внедрении инноваций, бизнесу сегодня необходим внешний опыт и поддержка на государственном уровне. Например, в прошлом году в России был реализован важный проект – была написана «дорожная карта», которая регулирует внедрение VR/AR-технологий в промышленность и крупный бизнес, а также в программы подготовки и переподготовки специалистов по передовым производственным технологиям. В написании документа приняли участие разработчики, Центр VR/AR НТИ ДВФУ и эксперты из российских корпораций, которые успешно внедрили технологии. Подобные инициативы позволяют привлечь внимание государства и ещё большего числа компаний к технологиям, а также помогают компаниям-новичкам в этой сфере избежать ошибок на начальных этапах внедрения VR/AR. Автор: Дмитрий Кириллов, президент российской VR/AR-компании Modum Lab

VR/AR. Когда технологии нужны промышленности?
© Русская Планета