Бизнес-изоляция. Выжить вопреки

Ирина Горюхова, руководитель студии йоги “SVOBODA”: - Еще в начале марта, когда в нашей стране все было довольно спокойно, я уже продумывала, что будет с моим бизнесом. Я веду его одна, без наемных работников, с этой стороны мне оказалось проще. Я заранее предупредила арендодателя о том, чтомне придется отказаться от аренды помещения, в которой проходили тренировки. Когда вышло официальное распоряжение властей о закрытии фитнес-клубов на неопределенный срок, я предложила клиентам, у которых еще не истекли абонементы, продолжить занятия в онлайн-формате. Стоимость тренировок я снизила в три раза. Мы встречаемся в Zoom, занимаемся, немного общаемся. Улыбки моих клиентов - огромная поддержка для меня. Но все же я очень скучаю по занятиям в зале. Понимая, что период запрета на “живую” работу затягивается, я уже подумывала о том, чтобы закрыться как индивидуальный предприниматель, но вовремя узнала, что мой вид деятельности - физкультурно-оздоровительная - попал в список тех, кого государство поддержит субсидиями. Когда ты ничего не зарабатываешь, но должен выплачивать налоги и закрывать другие обязательства, это очень кстати. Теперь надеюсь, что в Костромской области вслед за пилотными регионами вскоре тоже можно будет оформить самозанятость, налогообложение по которой ниже, чем у владельца ИП. Наверное, воспользуюсь этой возможностью. А пока я перестирала все коврики, пледы, гамаки, веду технические работы и жду, когда снова смогу открыть двери своей студии. Марина Гончарова, владелица салона стильной женской одежды Imagemaker - Я работала предпринимателем еще в далекие 90 годы, смогла пройти все экономические кризисы, случавшиеся в нашей стране. За годы моей работы у меня сложилась очень обширная клиентская база, и когда все ушли на самоизоляцию, я не потеряла свою клиентуру. Хотя в начале было трудно, даже началась паника: как работать дальше, когда все закрыто и нет людей? Я смогла вовремя сориентироваться и в конце марта закрыть договор об аренде. Последний день работы моего салона в ТЦ «Галерея» будет 30 июня. Для меня это непростое решение. Самоизоляция доказала, что люди все больше времени проводят в интернете и, конечно же, сейчас надо идти туда, где твоя аудитория. Я сделала ставку на интернет-торговлю, и она себя оправдала. Соцсети в эти кризисные месяцы стали моим спасением. Аккаунты в инстаграме, и на Фэйсбуке у меня были и раньше, но заработали в полную силу они лишь сейчас. Интуитивно я почувствовала, что моим покупательницам не хватает общения со мной, и я стала делать видеообзоры на новинки салона: коротенькие, любительские видео с показом моделей одежды прямо на себе. Никаких приглашенных моделей и никаких лишних затрат. Этот формат зашел сразу же моим подписчицам. Мне стали поступать вопросы и, главное, начались покупки. Мне пришлось открыть свое лицо в соцсетях. Я никогда не была публичным человеком, нигде не светилась. Но новое время продиктовало новый подход. Я поняла, что вызываю доверие у людей, могу давать советы по стилю и комбинировать очень интересные образы. За месяц такой работы у меня выросло количество подписчиков, появились новые клиенты, мои приемы продвижения стали копировать конкуренты.Мы всесейчас учимся существовать дистанционно. Василий Голуб, директор МТС в Костромской области: – Этот кризисный период заставил многих мыслить нестандартно, принимать быстрые решения ради спасения бизнеса. Когда салоны связи МТС по всей стране и в Костромском регионе вынуждены были закрыться, нам пришлось приложить все свое мастерство, фантазию и изобретательность, чтобы не потерять клиентов, не оставить их без связи, которая в условиях изоляции стала единственной ниточкой, связывающей людей друг с другом и с внешним миром. Мы запустили онлайн-регистрацию SIM-карт прямо из дома, без посещения салона связи. Мы перевели своих сотрудников на удаленную работу и сохранили все рабочие места. Не отказались от рекламы и советовали нашим клиентам этого не делать, потому что именно сейчас и нужно рассказывать, что товары или услуги можно заказать по интернету с доставкой, записаться в парикмахерскую и безопасно получить услугу можно определенным образом. Владельцам фитнес-клубов, которые перевели занятия в онлайн, держателям автомоек, кафе и ресторанов тоже именно сейчас и следует говорить, что они не закрылись и предоставляют свои услуги, но нестандартным образом. Каждый предприниматель дорожит своей клиентской базой и задумывается, как вернуть растраченную за время кризиса базу клиентов. Многие хорошо знают свою аудиторию, могут нарисовать портрет разного типа клиентов и представляют, что к примеру, предложить скидки на дамскую стрижку можно только женщинам, а об акции на товары категории ЗОЖ рассказать лишь тем, кто увлекается фитнесом. Наиболее точечно, с помощью больших данных мы теперь можем, к примеру, точно спрогнозировать, в какой момент конкретный клиент захочет сменить свой имидж, купить новую одежду, девайс – и не тратить огромные бюджеты на рекламную кампанию. С помощью собственной разработки «МТС Маркетолог» на основе больших данных мы теперь можем, к примеру, точно спрогнозировать, в какой момент конкретный клиент захочет купить сумку. Благодаря алгоритмам машинного обучения мы можем, анализируя огромные объёмы обезличенных поведенческих данных, формировать группы с нужными параметрами. К примеру, выделяя тех, кто планирует купить недвижимость, загородный дом или дачу, тех, кто любит утром или вечером заказывать еду и напитки на дом. За счёт технологий BigData достигается точное таргетирование. Это увеличивает отклик на рекламу, а затраты сокращаются значительно, ведь для нужного результата достаточно отправить, например, не три тысячи SMS, а на порядок меньше. Провести кампанию с небольшим охватом до 500 человек с помощью «МТС Маркетолог» можно за 2–3 тысячи рублей. При поиске новых клиентов можно тонко настроить, кто именно увидит предложение, — по полу, возрасту, интересам и десяткам других параметров. Например, адресовать предложение только тем, кто часто бывает неподалеку от пунктов самовывоза конкретного интернет-магазина. Наверное, это трудное время, действительно, для многих не только испытание, но и возможности. Надеюсь, что мы все скоро вернемся к нормальной жизни с новыми знаниями и опытом. Лада Жиганкова, владелица салона красоты “Шанталь”: - Мы не могли представить, что карантинные меры затянутся так надолго. Думали, неделя, две, и вернемся к прежним условиям работы. У нас и клиенты были записаны на несколько недель вперед, и сотрудники не рассчитывали надолго без зарплаты оставаться. Ведь у них не накопительная система оплаты труда, а фактическая: что заработали за смену, то и получили. Ни у кого не было денег, отложенных “на черный день”. Поэтому, когда стало понятно, что неизвестно, когда мы откроемся, в коллективе начались волнения и даже агрессивные настроения. Людям реально не на что было жить. Но оставлять сотрудников один на один со своими проблемами не в моих правилах. Даже в таких условиях мы не расстались ни с одним сотрудником. А пока ждали возвращения к работе, приняли в штат еще двух. Не хотелось упускать хороших специалистов, которых потом бы пришлось искать. С начала мая мы снова ведем предварительную запись к нашим мастерам.В этом нам очень помогла рассылка по нашей клиентской базе. Моему салону больше 10 лет, и конечно же, клиентов , которые отдают предпочтения мастерам «Шанталя» в городе очень много. Не могу сказать, что народ повалил, но желающих привести себя в порядок уже немало. Открываем клиентам дверь в салон строго по звонку, случайные люди просто так к нам не зайдут. Пока ограничили условия работы: не оказываем услуги клиентам в возрасте 60+ и жителям области. Площадь помещения позволяет организовать работу покабинетно, поэтому мастер и клиент контактируют практически только друг с другом. 9 мая у нас была неожиданная проверка управления Роспотребнадзора, которую мы прошли без единого замечания. Мы предложили комплексные услуги, которых раньше в нашем салоне не было. Например, маникюр +педикюр можно сделать на 35% дешевле. Я урезала затраты на чай, кофе для сотрудников и клиентов. Выживать стало очень сложно. Как собственник бизнеса я понимаю, что в несколько ближайших месяцев мой доход сильно упадет. Но главная задача для меня - это удержать коллектив и не потерять те кадры, которые я нарабатывала годами. Верю, что жизнь наладится. Алина Негода, владелица агентства недвижимости “Акварель РИЭЛТИ МАСТЕРская”: - Особенность моей сферы бизнеса заключается в том, что все коммуникации по сделкам занимают недели и даже месяцы. Поэтому к началу периода самоизоляции в Костроменаши сотрудники находились в стадии завершения запущенных процессов. Потом была целая неделя шока. Ее пережили все. У многих в нашем агентстве, включая и меня саму, - финансовые обязательства перед банками, которые хочешь-не хочешь, а выполнять надо. А как это делать, если не зарабатываешь? И я поняла, что не настолько коронавируса боюсь, как того, что рухнет дело, которое я так долго и старательно выстраивала, что меня и мою команду накроет безденежье, что я потеряю заслуженный у клиентов авторитет. Это осознание и оставило меня в рабочем режиме, хоть и в дистанционном формате. Я минимизировала расходы, в долги не ушла. Произошел отсев партнеров: я их оценивала по лояльности, и осталась только с проверенными и достойно показавшими себя в непростое время. Чтобы клиенты не забыли о нас и не потеряли из виду, мы не отменили рекламный пакет, заказанный и оплаченный в СМИ задолго до пандемии. Проявляли высокую активность в соцсетях. То есть демонстрировали постоянную готовность к работе. Но в целом что-то новое придумывать для того, чтобы остаться на плаву, нам не пришлось. Исправно работала система, которую я создавала и налаживала годами. 12 мая мы вернулись к привычному формату работы, разумеется, с соблюдением всех требований по безопасности. У нас отдельный вход в офис, сотрудники работают в перчатках и масках. Я опасалась, что после “удаленки” будем “раскачиваться” какое-то время, но нет, все сотрудники быстро и аккуратно включились в работу. Одни в луже видят отражение солнца, другие - только грязь. Я - из тех, кто за солнце. Поэтому и непростые времена воспринимаю как шанс для развития. С днем предпринимателя !

Бизнес-изоляция. Выжить вопреки
© k1news.ru