Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Как региональные СМИ пытаются выжить в ожидании помощи государства

МОСКВА, 29 мая. //. Руководители газет, телекомпаний и интернет-изданий из-за падения рынка рекламы существенно сократили тиражи, эфиры, оклады и штаты ради сохранения СМИ. Региональные власти по мере возможностей поддерживают те СМИ, которым в условиях пандемии пришлось тяжелее всех, рассказали ТАСС в регионах.

Ранее комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи предложил включить телерадиовещательные организации, печатные издания, рекламные компании и книжную индустрию в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса.

Видео дня

Объем рекламы

Как сообщил глава Союза журналистов России Владимир Соловьев на онлайн пресс-конференции накануне старта в Санкт-Петербурге Общероссийского журналистского проекта "Адаптация", из-за пандемии коронавируса ситуация во всех отраслях журналистики близка к критической. "По прогнозам, в этом году рекламный рынок упадет на 30-50%", - сказал Соловьев. Он добавил, что уже проведен опрос с участием 560 представителей региональных СМИ: у 37% опрошенных сократился тираж и количество эфиров, у почти 30% снизили зарплату, у 19% - сократили штат, а 92% заявили об уходе значительной части рекламодателей.

Руководитель пресс-службы правительства Калининградской области добавил ТАСС, что объем рекламы сократился на 90%, так как закрыты заинтересованные в ней рестораны, кафе, кинотеатры и музеи. Такие же данные у гендиректора одного из ведущих телеканалов области "Каскад" : коммерческие доходы компании составляют примерно 70% ее бюджета, в апреле они упали на 80% и такое же падение ожидается в мае. Председатель Союза журналистов Владимирской области подтвердил, что и в его регионе рекламный рынок сократился на 70%. "Остались муниципальные и государственные контракты, которые составляли в среднем 20-25% бюджетов СМИ, а 75-80% бюджетов люди добывали на открытом рекламном рынке, который просел", - объяснил Карпилович.

Спасение в онлайн-проектах

Руководитель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих сказал, что издания стали уделять больше внимания интернет-версиям. Но, по его оценке, накопленный СМИ запас прочности истощается, и в перспективе это может привести к закрытию некоторых из них. "Останутся те,

у которых есть возможность получить финансовую поддержку - либо государства, либо своих акционеров", - полагает он. Главный редактор рассказал, что трафик портала в марте-апреле вырос на 90-100% в сравнении с предыдущими месяцами. Одним из самых успешных онлайн-проектов за этот период он назвал фестиваль #безантракта: ежедневные трансляции спектаклей, музыкальных марафонов, домашних концертов звезд собрали многомиллионную аудиторию.

Интернет-версия официального издания - - вышла на второе место по посещаемости среди региональных информационных онлайн-ресурсов, рассказал ТАСС главный редактор . "Онлайн-проекты набирают значительно больше аудитории, чем прежде", - сказал он, уточнив, что за два месяца прирост составил около 40% и связан он в том числе с запуском новых онлайн-проектов: трансляций спектаклей, онлайн-викторин со знатоком клуба "Что? Где? Когда?" и других. Вдвое выросла и аудитория сайта муниципальной , по словам ее гендиректора Максима Жмутского. Заместитель директора по информационной политике окружной телерадиокомпании "Югра" Михаил Епихин тоже отметил рост посетителей на сайте.

Исполнительный директор ижевского информационного агентства "Сусанин" (входит в медиагруппу "Комос-Медиа") добавил, что редакция не перешла на дистанционную работу, однако многие спикеры перенесли пресс-конференции в Zoom либо проводят их в онлайн-формате. Аудитория агентства, по словам собеседника, выросла в три раза из-за запроса на проверенную информацию. "Ввиду большого количества фейков в социальных сетях, люди потянулись в СМИ за проверенной информацией", - уверен Афонин.

Бумага как роскошь

Критической назвала ситуацию главный редактор газеты "Знамя шахтера" Новошахтинска Ростовской области Любовь Наумова. "Денег у людей на излишества нет, а печатная газета - это излишество в нынешних обстоятельствах.

С апреля реклама рухнула на 75%, подписка - на 30%, розница - на 40%. На 50% выросла посещаемость сайта, но денег в нашем бюджете больше не стало, потому что рекламодателей нет", - сказала Наумова. В управлении информационной политики Ростовской области добавили, что власти региона включили газеты и журналы в перечень товаров первой необходимости, 151 муниципальная и две областные газеты получают субсидии из областного бюджета на подготовку, выпуск и распространение, а 15 муниципальных и один областной телеканалы - на расходы по социально значимым телепрограммам.

Председатель Союза журналистов Республики Татарстан считает, что особая поддержка нужна тем СМИ, которые работают как малые и средние предприятия, потому что они живут только на доходы от рекламы. Как рассказал председатель пермской краевой организации Союза журналистов России , районная газета "Единый Чусовой" из-за падения доходов приостановила выпуск, "Частный интерес" отказалась от бумажной версии, деловые газеты "Новый компаньон" и "Business class" перешли в онлайн-формат. Власти предложили СМИ скидки на аренду помещения и отсрочку по уплате налогов. "Мы пытаемся сейчас вместе с донести до губернатора и "Соликамскбумпрома" просьбу заморозить цену на бумагу газетную и договориться с типографиями о заморозке тарифов на печать, это самая большая статья расходов у газет", - сказал Лобанов.

О пользе грантов

Как рассказали ТАСС в Министерстве информации и печати Саратовской области, в регионе не закрыли киоски прессы, а работникам СМИ, издательств, типографий не ограничили передвижение по пропускам. По поручению губернатора депутаты Саратовской облдумы рассмотрят выделение 15 млн рублей для муниципальных газет. "Также в перечень категорий поддержки бизнеса планируется добавить СМИ, включая издателей газет. Предлагается снизить налоговые ставки для субъектов, работающих по упрощенной системе: с базой "доходы" - 2% вместо 6%, с базой "доходы минус расходы" - 7,5% вместо 15%. Министерство информации и печати области и региональное отделение Союза журналистов провели конкурс грантов социально значимых медиапроектов в 2020 году: поддержку получили 21 региональное СМИ, объем субсидий на эти цели составил 20 млн рублей", - отметили в министерстве.

По словам Соловьева, недавно состоялось заседание комиссии по грантовой помощи СМИ. "Так же, как и в прошлом году, было выделено почти полмиллиарда рублей, их получили около 700 газет и журналов, очень многие на национальных языках - это тоже часть поддержки, которая сейчас оказывается, в данном случае печатным СМИ", - считает Соловьев.