Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Как книжная отрасль выживает в условиях коронакризиса

В работе секции «Стратегии выживания и возможные точки роста в условиях коронакризиса» приняли участие: Леонид Шкурович, генеральный директор ИГ «Азбука-Аттикус»; , генеральный директор издательства «Альпина Паблишер»; Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора»; , директор издательства «РОСМЭН»; , генеральный директор издательства «Самокат»; , директор по маркетингу ГК «Просвещение»; Сергей Макаренов, генеральный директор ИГ «Рипол Классик»; , директор по развитию бизнеса в OZON. Секция прошла в рамках масштабного форума «Книжный мир в новой реальности», приуроченного к Общероссийскому дню библиотек.

Как книжная отрасль выживает в условиях коронакризиса
Фото: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямФедеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

, главный редактор журнала «Книжная индустрия» и ведущая секции открыла работу с радостной новости: по сообщениям информационных агентств и , книгоиздание включено в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших от пандемии. , президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств добавила, что этому событию предшествовала огромная консолидированная работа всей книжной отрасли. Российский книжный союз совестно с АСКР, АСКИ, и «Гильдией книжников» направляли письма в , письма руководителю С. М. Миронову, 13 апреля было опубликовано открытое письмо книжников, которое подписали боле 700 представителей отрасли, писатели, деятели культуры и искусства. Книжная отрасль объединилась и высказывала консолидированную просьбу о включении в список сфер деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки.

Видео дня

Леонид Шкурович отметил, что сообщение для всех новое, но пока не совсем понятно, что для «Азбуки-Аттикус» будет означать эта мера. Нет формальных подтверждений того, что действительно отрасль получила поддержку. Помощь, на которую были основания рассчитывать для издательской группы — попадание в перечень системообразующих компаний, — не поступила. «Азбука-Аттикус» относится к крупному бизнесу и поэтому имела все основания рассчитывать на включение в список системообразующих предприятий. Однако, этого не произошло.

Эксперт считает, что начать работу с нуля легче, чем выходить из минуса — тем полезнее для издательства возможная финансовая поддержка государства. «Мы не прекратили ни одну из форм деятельности: это и общение с читателями в социальных сетях, и проведение онлайн-мероприятий. В апреле мы не стали нарушать производственный цикл типографий, поэтому издательский план выполнили в полном объеме. Производственный план мая был урезан на 60%, план июня — на 50%. Сконцентрировались на тех каналах, которые продолжают деятельность — естественно, это интернет-магазины. Выручка по OZON и Wildberries у нас выросла практически в два раза. Редакционно-издательская подготовка нисколько не пострадала — мы готовим издания впрок, продолжаем приобретать зарубежные права», — рассказал эксперт.

Издательства сегодня оказались в ситуации, когда практически все магазины перестали платить из-за вынужденной приостановки своей работы. Эта проблема одинакова, как для маленьких компаний, так и для крупных. Алексей Ильин рассказал о главных шагах издательства в направлении сокращения затрат и повышения эффективности работы с действующими каналами продаж. «Альпина паблишер» не сократила выпуск книг, а наоборот увеличила ассортимент, уменьшив при этом тиражи выпускаемых книг практически в два раза. «Увеличение продаж ведется через те каналы, которые работают; в основном это OZON, Wildberries, наш собственный интернет-магазин. Смысл какой: некоторые новинки мы выпускаем тиражом 600 экземпляров. Отладив систему мониторинга, мы быстро выпускаем тираж за счет высокой скорости допечатки».

Рамиль Фасхутдинов также подтвердил заметное увеличение продаж книг через интернет. Сегодня доля интернет-канала у «Бомборы» составляет уже 40%. Для издательства важно понимание таких терминов, как «охват», «конверсия покупок», «переходы»; умение работать с таргетированной рекламой. «Второй уровень развития — это контент-маркетинг и максимизация работы с контентом. Конечно, это дороже, но может работать дольше, чем реклама. Можно настроить мониторинг соцсетей — то, что пишут о ваших книгах, причем не обязательно в ваших же соцсетях, вообще по хештегу». Рамиль отметил такой важный фактор, как скорость выпуска новинок: «Если вы научитесь издавать книгу на месяц быстрее — это увеличит рост издательства на 5-10% без дополнительных вложений».

Борис Кузнецов считает, что коронакризис только ускорил текущие процессы, чтение будет развиваться не по пути «маст-хэв», а по пути культурного хобби. Если ранее продажи в интернет-канале составляли 23-25%, то скоро они достигнут 50%. Директор «Росмэна» поделился своими прогнозами: в дальнейшем из интернет-канала уйдут дешевые книги, произойдет естественное перераспределение ассортимента. Эксперт добавил, что покупатели в офлайн-сегменте и онлайне отличаются друг от друга моделью потребления и трафиком — в онлайне совершается значительно меньше импульсивных покупок. «В дальнейшем будут срабатывать авторские проекты, имеющие продвижение, а включение книг в коммуникации с читателями в интернете должно иметь основание».