Ещё

Заморозка миллиардов: какие крупные проекты остановят в России из-за пандемии 

На повестке у российских властей — масштабные инфраструктурные проекты на сотни миллиардов рублей. Однако эксперты уверены, что планы придется корректировать. Бюджетные средства понадобятся на борьбу с коронавирусом и поддержку населения.
Запустить нельзя отложить
В середине апреля на совещании с участием президента утвердили список крупных инфраструктурных проектов, которые необходимо реализовать, несмотря на кризис. Среди них — развитие Байкало-Амурской и Транссибирской ж/д магистралей, возведение транспортной инфраструктуры на Черноморском побережье России, модернизация аэропортов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске. Также в списке — строительство морских портов на Черном море, Дальнем Востоке и в Мурманске. Но едва ли все эти объекты запустят в намеченные сроки.
Почему туроператоры против ускоренной цифровизации в турбизнесе
По словам руководителя InfraOne Research Александры Галактионовой, в первую очередь заморозят большие проекты, не относящиеся к критической инфраструктуре, в том числе авиационной. Перераспределенные средства, скорее всего, направят не только на борьбу с пандемией, но и на другие, более значимые строящиеся объекты. По оценкам специалистов InfraOne Research, в текущем году могут быть заморожены проекты по договорам концессий и государственно-частного партнерства на общую сумму 270 млрд рублей.
По подсчетам министра финансов , уже перераспределены 250 млрд рублей, а в общей сложности власти намерены изыскать до 700 млрд рублей.
От Москвы до Питера и Казани
Еще не начатые инфраструктурные проекты планируется отложить, говорил Силуанов в начале мая. «Мы от них не отказываемся, они будут реализованы, но чуть позже», — сказал министр «Ведомостям» По его словам, это прежде всего касается высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург.
За последние несколько лет проектирование ВСМ от Москвы до Питера не раз откладывалось из-за недостатка финансирования. Этот маршрут должен был стать частью ВСМ Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. Проектированием занимается . На проект общей стоимостью 1,7 трлн рублей, по данным источников «Коммерсанта», могут выделить 700 млрд господдержки.
Как виртуальные помощники захватили бизнес, и чем это чревато
Сейчас магистраль находится на стадии составления проектной документации. Уже актуализировано технико-экономическое обоснование, а документы для внесения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры направлены в правительство, сообщили «Профилю» в пресс-службе РЖД.
О заморозке еще одного крупнейшего проекта, ВСМ Москва — Казань, официально заявил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан . Принятое решение зампред правительства объяснил высокой стоимостью магистрали (1,7 трлн рублей) и необходимостью дополнительного исследования пассажиропотока.
Целесообразность строительства ВСМ Москва — Казань была под вопросом с самого начала, считает аналитик ГК «Финам» . Эксперт сомневается в окупаемости объекта: темпы экономики замедлились, население России отличается низкой мобильностью, а существующая сеть справляется с пассажиро— и грузопотоком. Кроме того, экономия времени на поездку незначительная, а влияние ВСМ на прилегающие территории недостаточно изучено. По мнению Калачева, государство было готово финансировать инициативу лишь частично, иностранных инвесторов найти так и не удалось, а перенос сроков сейчас выглядит естественным и оправданным из-за пандемии.
От Урала до БАМа
В конце апреля стало известно и о заморозке строительства другой крупной железнодорожной магистрали, которая должна соединить Челябинск и Екатеринбург. Начало реализации было намечено на 2021 год. По мнению Калачева, такие ВСМ могут стать востребованными и окупаемыми только в составе большой сети, соединяющей Европу с Китаем. Это слишком дорогой проект с привлечением огромных инвестиций, и договориться о создании такой сети с китайскими партнерами не удалось, отметил Калачев.
Как эпоха мощных онлайн-платформ изменит бизнес в мире
О возможной приостановке строительства второй очереди Северомуйского тоннеля сообщалось в конце марта. Объект должен был увеличить пропускную способность БАМа на территории Бурятии более чем в шесть раз — с 16 до 100 млн тонн. Это часть решения стратегической задачи по наращиванию российского экспорта в АТР.
Смета за время подготовки проекта увеличилась с 60 млрд руб. до 150 млрд руб. — концессию на такую сумму предложил правительству частный инвестор . Часть компания собиралась оплатить из собственных и заемных средств.
Однако эксперты связывают приостановку не с пандемией, а скорее с финансовыми проблемами инвестора. Владелец компании покончил с собой в ночь на 6 мая. «Закредитованность „Сибантрацита“ и большой запрос на госсредства не позволили компании продолжить работу над проектом», — считает управляющий партнер Consult Екатерина Косарева.
Еще один дублер
В начале марта 2020 года и группа компаний (ГК) «Регион» объявили о планах по строительству платного скоростного дублера МКАД Солнцево — Железнодорожный. Эта дорога станет частью бесплатной трассы Солнцево — Бутово — Варшавское, разъяснял руководитель столичного департамента развития новых территорий .
Отрезок бесплатного дублера, пересекающий Калужское шоссе, уже построен . Предполагаемая платная часть находится в стадии проектирования, завершить которое планируется до 2020 года. Она оценивается в 86,7 млрд рублей.
Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес
Более половины всей стоимости, по подсчетам экспертов, будет оплачено за счет федерального бюджета (34,6 млрд рублей на этапе строительства) и региональных средств Подмосковья (20 млрд рублей после ввода в эксплуатацию).
Однако с начала марта многое могло поменяться. По заверениям пресс-службы ГК «Регион», проект остается «без изменений». Но эксперты не разделяют оптимизма строительной компании. По оценке Косаревой, масштабная, но необязательная стройка платной автодороги с привлечением нескольких десятков миллиардов рублей из федерального бюджета выглядит неоправданным излишеством в текущей ситуации.
Такого рода проекты вообще не нужны Подмосковью, считает , топ-менеджер информационно-аналитического центра «Альпари». Во-первых, широкое анонсирование транспортной доступности — часть PR-кампании застройщиков жилья в этих районах и повод повысить цену за квадратный метр. Во-вторых, платные скоростные дублеры МКАДа отрицательно скажутся на экологии районов застройки. В-третьих, нет необходимости соединять между собой Солнцево, Бутово и Лыткарино: местные жители ездят на работу в Москву, а не в соседние районы.
Перспективы под вопросом
Разморозка и реализация дорогих проектов в будущем будут зависеть от экономической ситуации, политики и возможностей региона, а также федеральной поддержки властей, считает Александра Галактионова из InfraOne Research.
Вдобавок пока не ясно, как будет развиваться в России пандемия коронавируса. Если кризис уже пройден и новой вспышки не будет, государство займется немедленным восстановлением экономики, а значит, заморозка продлится недолго и строительство скоро возобновится. Если же цены на нефть останутся на низком уровне и на борьбу с эпидемией понадобятся дополнительные вливания из ФНБ или за счет нацпроектов, государству будет уже не до масштабных строек века.
Видео дня. Пенсии и пособия можно будет получить только на карту «Мир»
Комментарии