Производителям минеральных удобрений нужны инфраструктурные мощности для экспорта

В данный момент, по его словам, доля отгружаемых на экспорт удобрений достигает почти 70%. Для поставок продукции на внешние рынки задействуется, в основном, портовая инфраструктура. Ключевые порты и терминалы по перевалке минеральных удобрений сосредоточены на побережьях Балтийского и Черного морей. Благодаря более развитой инфраструктуре Балтийских портов, около 90% экспорта приходится именно на них. Для перевалки новых объемов, появляющихся в связи с количественным увеличением экспорта, в большей степени также задействуются порты Балтийского моря. Так, в 2019 году поставки удобрений по железной дороге в северо-западном направлении увеличились на 1 млн тонн до 22 млн тонн. Также нужно отметить, что прирост объемов отгружаемых в направлении Балтийского моря превышает темпы снижения перевалки в портах Черного моря, что говорит о совокупном росте экспортных объемов. Порт Санкт-Петербург – самый загруженный в сегмента благодаря калию (через северную столицу отправляется до 80% экспорта калия). В 2019 году порт обработал 9,85 млн тонн. При этом это практически единственное место, где можно грузить аммиачную селитру в упакованном виде. Мощностей, на которых можно оперировать этим опасным грузом, на северо-западе России нет. Однако Усть-Луга и Мурманск также обладают большим потенциалом в расширении работы с минеральными удобрениями. Как отмечает эксперт, на данный момент доля поставок продукции в порты соседних стран не так велика – до 64% экспорта переваливается в Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Мурманске. Тем более, что в результате ряда ограничительных мер со стороны РЖД, некоторые отечественные грузоотправители все-таки сократили отправки через иностранные порты. Однако Антон Антонов подчеркивает, что на данный момент не смогут перевалить ежегодные объемы экспортной продукции полностью, несмотря на планы по развитию портовых мощностей. Если взглянуть на общие показатели, то можно заметить, что прирост поставок в сторону российских портов, выше, чем в сторону портов стран Балтии. В 2019 году он составил 600 тыс. тонн против 170 тыс. тонн минеральных удобрений. Однако поддержку грузопотоков стран Балтии оказывают компании, которые стремятся загружать собственные терминалы. Стоит повторить, что производство удобрений растет. В настоящий момент практически каждый производитель планирует развивать свои мощности или расширять линейку продукции. Также не исключено и появление новых игроков на производственной карте России. Как отмечает Антон Антонов, в случае реализации всех заявленных на данный момент проектов, в течение следующих пяти лет можно ожидать значительного прироста по хлористому калию (+11 млн тонн до 25 млн тонн) и карбамиду (+2,3 млн тонн до 10,9 млн тонн). «Встанет вопрос: куда это отгружать? Потребить такое количество внутренний рынок не сможет, несмотря на его безусловный потенциал и стабильный рост, а значит продукт будет оставаться экспортоориентированным. Нужны будут перевалочные мощности. У нас есть целый ряд инфраструктурных портовых проектов. Потенциал у новых российских терминалов и портов безусловно очень большой, но его нужно суметь реализовать, а пока с учетом всего экспорта российские производители продолжают ощущать дефицит портовых мощностей, - подводит итог эксперт. - Пока без наших балтийских соседей российским производителям не обойтись». Старший редактор Argus Сергей Рыжкин также добавил, что ситуация с удобрениями достаточно позитивна: в моменте удобрения и зерновые как связанные с продовольствием товары будут держать планку. «У людей может пропасть желание путешествовать, но не питаться», - добавил эксперт.

Производителям минеральных удобрений нужны инфраструктурные мощности для экспорта
© РЖД-Партнер