Рынок труда: бизнес возьмёт на вооружение возможности онлайна

Последствием пандемии стал экономический кризис и падение спроса. Этот удар сильнее всего почувствовал на себе бизнес — — объемы производства уменьшаются, а персонал теряет рабочие места, заявил корреспонденту ИА REGNUM сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов. ИА REGNUM: Как коронакризис повлияет на рынок труда в России? Максим Спиридонов: Для многих специалистов теперь важно показать свою эффективность. Потому что руководители компаний в этот нелегкий период вынуждены оставлять только те кадры, которые приносят бизнесу пользу. Чтобы доказать свою конкурентоспособность, специалистам необходимо увеличивать профессиональные компетенции либо осваивать новые. С учетом того, что и государство, и бизнес переходят в онлайн, востребованными стали навыки, связанные с IT-технологиями и диджитал. Государство и бизнес и до пандемии стабильно двигались к цифровизации, но сейчас этот процесс ускорился. Компании не только экстренно начали переводить свой бизнес и команды в онлайн, но и бороться за специалистов, которые уже умеют эффективно работать в диджитал-среде. Также все, что связано с цифрами, становится одним из важнейших инструментов конкурентного преимущества среди специалистов. Речь идет, например, о математических аппаратах, метриках, больших данных. ИА REGNUM: Станет ли больше дистанционной работы, откажутся ли компании от офисов? Максим Спиридонов: Сейчас рано делать выводы. Скорее всего, некоторые компании — — особенно, малого и среднего бизнеса — — найдут для себя выгоду в удаленном формате работы. Потому что это, как минимум, сократит расходы на аренду офисных помещений, их содержание, ремонт и уборку, а также расходы на оборудование. С учетом того, что из-за кризиса компании урезают бюджеты, дистанционная работа может поспособствовать восстановлению финансовых показателей компании. Другой вопрос, что не все руководители и команды смогут организовать синхронную работу друг с другом в удаленном режиме. Но это не проблема, а скорее вызов для руководителей, топ-менеджеров и сотрудников. Всем нужно научиться работать с распределенными командами, уметь продуктивно взаимодействовать и презентовать свою точку зрения. Для этого нужны развитые мягкие навыки или софт-скиллы, которые, конечно, тоже можно развить при желании и некоторых усилиях. ИА REGNUM: Работникам каких сфер может быть придется переквалифицироваться, переучиваться, получать новые специальности? Максим Спиридонов: Прямо сейчас в период пандемии и на фоне диджитализации компаний, очевидно, что осваивать новые специальности стоит тем, кто работал в офлайне. Эти люди уже остались без работы, либо рискуют потерять ее в ближайшее время. Для них важно быстро освоить нужный навык, чтобы получить работу. Конечно, офлайн-услуги никуда не денутся и после кризиса восстановят свои позиции. Но бизнес так или иначе возьмет на вооружение возможности онлайна. Это значит, что даже офлайн-специалистам все равно нужны будут навыки работы в диджитал. Потому что сейчас в первую очередь на плаву держатся те компании, которые успели частично или полностью трансформироваться в онлайн. Что касается будущих перспектив, то уже сейчас создаются роботы, которые легко заменяют ручной человеческий труд. По мере роста производства и распространения эти роботы начнут «выдавливать» с рынка труда тех специалистов, которые выполняют работу с помощью простых алгоритмов. Так, бухгалтеры, младшие юристы и охранники не смогут конкурировать с роботами, которые будут делать работу намного быстрее и качественнее. Все это значит лишь то, что людям необходимо осваивать профессии, связанные с творчеством — — это то, чего роботы не умеют делать самостоятельно. ИА REGNUM: Что показал коронавирус — — какие профессии востребованы больше всего? Какие будут в будущем? Максим Спиридонов: В период карантина наибольшей популярностью стали пользоваться профессии, связанные с IT и диджитал. Нетология видит это еще и по тому, какие онлайн-программы стали более востребованы. Например, за период с середины марта по май продажи по направлениям программирования, дизайна и интернет-маркетинга выросли в среднем на 200%. Наиболее востребованными стали онлайн-программы по интернет-маркетингу, таргетированной и контекстной рекламе, SMM, продакт-менеджменту, коммерческой редактуре, веб‑ и графическому дизайну, Python-, iOS-, Frontend-, веб-разработке и тестированию ПО. Трендами последних лет были и остаются аналитика, большие данные, машинное обучение и автоматизация. Искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность быстро внедряются во все области жизнедеятельности человека. Более того, вся инфраструктура жизни, бизнеса, государства будут строиться с учетом этих технологий. Поэтому в будущем будут востребованы специалисты, которые смогут профессионально работать с этими технологиями — создавать, внедрять и оказывать эксплуатационную поддержку. Читайте также: Самоизоляция в России: жизнь онлайн — все новости