Какие объекты внесут в продленную ФЦП развития Крыма

Андрей Николаевич, с 2014 года ФЦП развития Крыма и Севастополя корректируется не в первый раз: какие-то объекты исключаются, какие-то добавляются. С чем связаны постоянные количественные и качественные поправки? Андрей Никитченко: С 2015 года программа прошла 12 корректировок. Количественно (и по сумме, и по количеству объектов) она уже увеличилась на 40 процентов. И действительно, в ближайшую корректировку программа перешагнет рубеж в триллион рублей. Такой рост и обуславливает и ее продление до 2024 года, которое сейчас обсуждается. Конечно, есть сложности с возведением некоторых объектов на стадии проектирования, строительства и даже на стадии ввода в эксплуатацию. Однако сроки программы определяет внесение в нее новых объектов. Что касается качества, то все объекты инфраструктуры важны. В первые годы программа фокусировалась на решении первоочередных задач - и они уже решены в значительной степени, особенно в энергетике и транспорте. Сейчас же включается все больше объектов, необходимых не столько в текущий момент, сколько для будущего развития. Такой переход требует более выверенного обоснования новых объектов, над чем мы и работаем вместе с Республикой Крым и Севастополем. Фото: Дирекция по управлению ФЦП развития Крыма и Севастополя Какие же новые важные и крупные объекты могут появиться в перечне ФПЦ? Андрей Никитченко: Проект программы предусматривает включение 13 новых объектов транспортной инфраструктуры, в том числе строительство дороги Белогорск-Приветное и обход Симферополя на участке Донское-Перевальное. Также будут включены более 30 объектов водоснабжения и водоотведения в Крыму. В Севастополе добавляются объекты по поручению президента РФ: кадетский корпус Следственного комитета, корпус больницы №4, первый этап ливневой канализации, газопровод на Северной стороне (дюкер). И важное мероприятие, сформулированное Дирекцией - разработка градостроительного и инвестиционного обоснования для комплексной застройки города в целях строительства служебного жилья. Многие жители полуострова ожидали, что ФЦП станет мощным драйвером развития регионов и роста их ВВП. На ваш взгляд, стала ли программа той самой долгоиграющей батарейкой для регионов? Андрей Никитченко: ФЦП снимает инфраструктурные ограничения и интегрирует Крым в экономику России. По ее окончании будет создана полноценная современная транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура и объекты ЖКХ с упором на водообеспечение и водоотведение. Но важно отметить, что инфраструктурные условия - конечно, базовые и важные, но не единственные. Сама же по себе программа не гарантирует экономический рост и развитие. Остается не менее важный вопрос: удастся ли на ее базе запустить экономический рост и увеличение налогооблагаемой базы, получится ли превратить дотационные субъекты РФ крымского полуострова в самодостаточные. От чего зависит ответ на это вопрос? Андрей Никитченко: Чтоб получить ответ на него, власти субъектов федерации должны четко понимать, какой капитал и какие отрасли будут доминировать в регионе, какой будет добавленная стоимость, создаваемая экономикой полуострова? Какая роль отводится высокотехнологичным отраслям и науке? Каким образом Крым и Севастополь будут встроены в экономику черноморского региона и в экономику юга России в целом? Удастся ли достичь синергетического эффекта с развитием сопредельных регионов России? По прошествии первого этапа программы, когда самые горящие вопросы решены, мы понимаем, что помимо возможностей, открывающихся благодаря ФЦП, есть и риски периода после ее окончания. И основной риск для региона - попасть в ловушку дотационности в случае, если расходы на поддержание построенной инфраструктуры вырастут, а доходы их не покроют. Если не считать базовую инфраструктуру, есть ли в программе объекты, которые помогут избежать этой ловушки и интенсифицировать развитие экономики регионов? Андрей Никитченко: Выйти на траекторию устойчивого экономического роста и на бездотационность возможно только на основе привлечения частного капитала в экономику полуострова. Но не любой ценой и не любого капитала! Частные инвестиции могут как заложить тренд долгосрочного роста, так и его заблокировать: законсервировать старые отрасли и технологии, старые управленческие подходы, и таким образом блокировать устойчивое развитие. Таврическая ТЭС в Симферополе заработала в пятую годовщину Крымской весны. Фото: Илья Изотов/ РГ Крыму и Севастополю не нужен частный капитал, разрушающий будущую стоимость экономики региона. А нужны инвестиции, способствующие открытию новых возможностей, созданию устойчивой налогооблагаемой базы именно для региона, появлению и развитию нового человеческого капитала. В ФЦП довольно много объектов, которые в своей совокупности могут стать основой для такого развития. Примером может стать западный Крым - район города Саки, где по программе строятся 25 объектов инженерной, социальной и туристической инфраструктуры. В случае сопряжения с этими объектами перспективной концепции комплексного развития можно воссоздать бальнеологический курорт высокого уровня с центром спортивно-рекреационного туризма для всей страны. В прошлом году активно обсуждалось включение в ФЦП моста через бухту в Севастополе и рокады. Эти два объекта - базовые инфраструктурные объекты или необходимые точки развития экономики? Андрей Никитченко: На первом этапе, как я уже говорил, программа формировалась исходя из необходимости латания инфраструктурных дыр. Сейчас же включение новых объектов в ФЦП происходит из понимания того, куда субъекты движутся в своем развитии. Именно под таким углом, исходя из осознания векторов развития Севастополя, надо оценивать необходимость включения в программу таких больших и дорогостоящих объектов, как рокада в Севастополе и мост через бухту. Если город-герой продолжает двигаться по нынешней траектории, то необходимость строительства моста и рокады неочевидна. Если же говорить о переходе Севастополя в новое качество - от города с одним центром к полицентричной структуре, где есть несколько ядер со своей субкультурой, со своей экономикой и со своим вкладом в общую культуру и экономику города - то эти ядра необходимо развивать и соединять между собой. В этом случае и рокада, и мост становятся ключевыми объектами, потому что одно из таких ядер появляется на Северной стороне города, и неправильно было бы развивать такой центр, не соединив его с Южной стороной. Но ведь и сейчас районы Севастополя активно застраиваются и растут… Андрей Никитченко: Сейчас город не развивается, а растет. А это разные вещи. Каждый год официальная статистика показывает, что в городе проживает все больше и больше людей. А если оценивать численность населения исходя из объема потребления базовых услуг и товаров, то, как считает врио губернатора Михаил Развожаев, в городе сейчас проживают не 400, а более 700 тысяч человек. И рост населения продолжится. Севастополь станет "миллионником". Но если увеличение населения не сопровождается ростом устойчивых отраслей экономики и созданием полноценных рабочих мест, то город становится дискомфортным из-за разрыва между уровнем доходов различных социальных групп жителей. Это неизбежно приведет к противоречию между теми, кто приезжает в город, и теми, кто в нем живет. Также он будет дискомфортным, если ездить по дорогам, проложенным много лет назад и рассчитанным на 300 тысяч населения, в то время как людей гораздо больше. Плюс не надо забывать об украинском наследии - хаотичной застройке в ущерб общественным пространствам, вокруг которых обычно строится городская культура. Создание полицентричной структуры города - путь к органическому развитию, в котором совмещается и рост численности населения, и возможность создавать новые общественные пространства для горожан, улучшая качество их жизни. В противном случае город будет разрастаться, но не развиваться, становясь все более дискомфортным. У полицентричности, однако, есть риск превращения отдельных ядер города в независимые друг от друга анклавы и потери целостности и исторической идентичности мегаполиса. Чтобы целостность и идентичность не потерять, и развить новые ядра города, необходима связующая инфраструктура. В Севастополе в рамках федеральной целевой программы должны построить медицинский кластер. Как он повлияет на будущее развитие города? Он будет рассчитан только на Севастополь, или крымчане тоже смогут им пользоваться? Андрей Никитченко: В Севастополе по ФЦП предполагается возведение 10 объектов здравоохранения с общим объемом финансирования более 22 миллиардов рублей. Сами по себе капитальные вложения и построенные здания больниц не являются частью отрасли или, тем более, кластером. Отрасль подразумевает кроме зданий еще и наличие специалистов, которые там будут работать, и понимание того, откуда они приходят, где обучаются. Кластер же отличается от отрасли существованием очень органичных и интенсивных горизонтальных связей между отдельными предприятиями одной отрасли - в данном случае медицинскими, которые предполагают определенные синергетические эффекты. Как правило, это происходит только в том случае, если у вас есть компонент науки и исследовательских работ, когда в этих больницах есть университетские кафедры, ведущие исследования и обеспечивающие подготовку специалистов. Но ведь в Севастополе нет медицинского университета… Андрей Никитченко: Нет, и именно поэтому до кластера еще далеко. Базовая вещь - строительство инфраструктуры, второе - привлечение классных специалистов, но и это еще не кластер. Кластером это станет только в том случае, если появится наука, и между разными отраслями медицины возникнут синергетические эффекты. И только потом эта конструкция начнет работать на себя, привлекая клиентов со всего Крыма, а потом со всего юга России. А яхтенная марина в Балаклаве, на которую в ФЦП предусмотрена сумма 7,2 миллиона рублей, может стать одним из ядер развития города? Андрей Никитченко: Для Севастополя Балаклава может стать интересным и перспективным ядром. Но сама по себе Балаклава яхтенный туризм на полуострове не создаст. Эта полноценная отрасль возникнет только в том случае, если охватит весь крымский полуостров и российское побережье Краснодарского края. Без создания единой черноморской яхтенной инфраструктуры сама Балаклава станет лишь площадкой девелоперского проекта с невысокой эффективностью для инвесторов, а на месте потенциального уникального ядра города появится малоперспективный анклав, вызывающий раздражение у жителей других районов. Чтобы этого не произошло, по инициативе Дирекции разрабатывается обоснование проекта создания инфраструктуры яхтенного туризма вдоль всего крымского полуострова. Чем грозит Крыму и Севастополю неиспользование базовых условий, созданных благодаря ФЦП? Андрей Никитченко: Крым и Севастополь обеспечили себе одно из самых почетных мест в истории России своим героическим прошлым - как далеким, так и совсем недавним. Историческая субъектность гарантирована. Другой вопрос, трансформируется ли эта историческая субъектность в политико-административную. В Севастополе периодически обсуждается вопрос о статусе города - вопрос щепетильный, он всегда был таким, даже в советские времена. Я думаю, в глубине души севастопольцы понимают, что одних только заслуг прошлого - исторической субъектности, и даже статуса патриотической столицы недостаточно для того, чтобы быть полноценным субъектом РФ. Для статуса самодостаточного субъекта РФ все имеющиеся компоненты должны быть дополнены мощной экономической составляющей - наличием современной экономики, которая бы делала субъект не потребляющим, а дающим для федерации, не дотационным, а донором. И это наверное - одно из слабых мест региона на нынешнем этапе, и одна из самых сложных задач. Справка "РГ" Андрей Никитченко - генеральный директор Дирекции по управлению ФЦП. Родился 12 марта 1970 года в Севастополе. Выпускник МГИМО (У) МИД России; магистр экономики Лондонской школы экономики; кандидат политических наук. Федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года принята правительством России в 2014 году. Позже программу продлили до 2022 года. Сейчас в ФЦП значится 891 объект, из них 581 крымских и 211 севастопольских. На 1 июня 2020 года завершено 334 объекта.

Какие объекты внесут в продленную ФЦП развития Крыма
© Российская Газета