Как бороться с «авитаминозом» вовлеченности
Когда бизнес переживает колоссальные убытки и сокращения, сотрудники многих компаний сталкиваются с «авитаминозом» — снижением вовлеченности и мотивации к работе. Прививкой от недуга призвана стать корпоративная культура. Как сплотить команду во время кризиса рассказал корпоративный антрополог Марк Кукушкин. Пандемия жестко ударила по компаниям во всем мире. Лучше держаться на плаву удается тем, кто успел выстроить корпоративную культуру до кризиса и продолжает ею заниматься в тяжелый период. Во времена турбулентности и полной неопределенности именно корпоративная культура стала дополнительным источником энергии и шансом на выживание бизнеса. В кризис корпкультура проявляется прежде всего в стиле общения руководства с сотрудниками. Ведь корпоративная культура — это не только про эффективное выстраивание работы или футболки с логотипами компании по пятницам, это — про налаженную коммуникацию и отношение к людям. Например, вы рассылаете письмо с извещением о необходимом сокращении штата. Вы можете написать: «Всем спасибо, до свидания!», а можете известить свою команду по канонам высокой корпоративной культуры, как это сделал CEO Airbnb Брайан Чески, чье письмо стало примером расставания с сотрудниками. Потому что корпкультура проявляется не только в стиле общения «верхушки» с сотрудниками в момент сокращений. От ее уровня также зависит реакция команды на ваши просьбы и предложения в кризис. В тяжелые времена сотрудники компаний с высокой корпкультурой спокойнее принимают временные ограничения, увеличение требований или сокращение бонусной части. Сотрудники компаний со слабой корпкультурой наоборот воспринимают любые временные трудности в штыки: Какой тип реакции покажет команда — зависит только от вас. Однако всех без исключения в кризис объединяет «авитаминоз» в малой или большей степени. Сотрудники уже устали от кризиса, работы на дому, дополнительных задач, снижения окладов и общей нервной обстановки. И здесь на помощь снова приходит корпоративная культура. 1. Хождение в народ. В кризис сотрудникам как никогда нужна поддержка и общение с руководством. Поэтому первым лицам важно показать, что они находятся с командой в одной лодке. Главам компаний необходимо регулярно общаться с рядовыми сотрудниками, освещая эту деятельность на корпоративном портале. Также для репутации компании и сохранения корпоративного духа будет полезно общение «верхушки» с простыми клиентами. В кризис известны истории, когда руководители крупных банков лично посещали отделения и говорили пенсионерам: «Оставайтесь дома! Пенсию мы доставим». 2. Всегда на связи. Еще один эффективный прием корпкультуры в кризис — налаженная и постоянная коммуникация руководства с сотрудниками. Это могут быть ежедневные/еженедельные онлайн-совещания или конференции, беседа в формате вопрос-ответ и тд. Таким образом первое лицо компании сумеет предотвратить панику, которая возникает в ситуации полной неопределенности и турбулентности. Если сотрудники будут в курсе всех новостей и решений компании, тревожность будет уменьшаться, и тогда эффективность работы не пострадает. 3. Опора на историю . В трудные времена опереться можно в первую очередь на то, что было сформировано до кризиса. Важно напомнить сотрудникам, что компания уже переживала и не такие ситуации. Лучше вспомнить конкретные истории, когда бизнес был почти на грани, но все же выжил. Исторические «байки» снизят тревожность команды и укрепят уверенность в том, что и в этот раз компания справится с неурядицами. Пандемия не пройдет бесследно для компаний ни в финансовом, ни в культурном плане. После кризиса перед первыми лицами встанет задача не только поддерживать принципы корпкультуры, которые сложились до него, но и внедрить удачные приемы, использованные в пандемию. Многие уже понимают, что стиль коммуникации, возникший в период кризиса, должен сохраниться и дальше. Например, первые лица компаний продолжат периодически «выходить в народ», проводить онлайн-совещания в формате вопрос-ответ, а многие организации так и останутся работать удаленно. Помните, что корпоративная культура формируется именно в сложных ситуациях, и сегодня в кризис пишется культурный код будущего. И зависит он от того, как компания поведет себя с сотрудниками и клиентами в трудные времена. Помните, что люди лояльны культуре, а не стратегии. Инвестируйте время и силы в общение. Фото Pixabay