Счетная палата раскритиковала систему правления рисками в таможне
Система управления рисками (СУР) в таможенных органах призвана ускорить и упростить пропуск товаров через границу. Однако на деле все происходит наоборот, сообщает KONKURENT.RU. Таможенные органы обязаны применять СУР, чтобы выявить потенциально рискованные поставки и уделить их проверкам особое внимание. Но в случае идентичных товарных поставок одними и теми же участниками ВЭД, таможенные органы применяли эту систему выборочно. Так, порой товары автоматически выпускались без применения СУР и дополнительных форм таможенного контроля. Такой карт-бланш в 2018 - 2019 гг. получали организации, которые ФТС России ранее отнесла к категории – низкого уровня риска. Причем эта категория сохранялась и для несуществующих или обанкротившихся компаний. «При автоматическом категорировании к группе низкого уровня риска были отнесены ликвидированные организации, что противоречит правилам работы СУР. Такие компании должны автоматически исключаться из перечня участников ВЭД. Одновременно организации, попавшие в категорию низкого уровня риска, но уже ликвидированные или не отвечающие ее критериям, длительное время (сроком до 6 месяцев) из нее не исключались. Это же касается и компаний, в отношении которых начата процедура банкротства», – привел примеры аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. Отдельно аудитор остановился на показателях результативности применения СУР. В 2018 - 2019 гг., по его словам, таможенные органы искусственно завышали их, чтобы достичь контрольные показатели деятельности. В частности, проверка установила случаи двойного учета одних и тех же результатов применения профилей рисков.