Части торговых центров придется сменить формат

В столице открылись торговые центры, но покупателей там пока немного. Почему? Когда восстановится поток клиентов и произойдет ли это вообще? Эксперты спорят. Евгения Хакбердиева, эксперт одного из столичных агентств недвижимости, считает, что спрос скоро восстановится. — Люди за два с половиной месяца попросту засиделись, и им нужно, во-первых, просто куда-то выйти. Во-вторых, многие, пропустив весну, должны купить себе что-то на лето. Президент Гильдии риелторов Игорь Березин, уточняет: — Чтобы что-то купить, нужны свободные деньги. А многие в последние месяцы не работали, и с деньгами у них не очень хорошо. Даже те, у кого доходы не снизились — например бюджетники и пенсионеры, не очень понимают, что будет дальше, и делать покупки часто не расположены, предпочитая деньги отложить. При этом многие боятся в скоплении народа заразиться — это третий фактор не в пользу роста трафика. Урбанист Григорий Мельник добавляет: — И в Москве, и во всем мире люди часто ходят в ТЦ не столько за покупками, сколько развлекаться: смотреть кино, кататься на коньках, обедать в фудкорте. Все эти развлечения пока недоступны. Но как только их откроют, можно ждать серьезного роста трафика. Игорь Березин в этом не уверен. — На развлечения опять же нужны деньги, которые сейчас многие хотят потратить более рационально, — считает эксперт. — Плюс, я считаю, у торговых центров во время карантина появился серьезнейший конкурент — интернет-торговля. Люди поняли, что одежду, обувь, технику и даже продукты можно покупать онлайн, и большинству это понравилось. Если до пандемии интернет-торговля занимала в среднем 5 процентов от всего оборота, то сейчас уже 10–15 процентов, т.е. налицо рост в два-три раза. Кстати, об онлайн-покупках. Эксперт подметил важную тенденцию: в Москве резко выросло число пунктов доставки с примерочными. — Они растут почти как грибы и, я думаю, продолжат отжимать у привычных магазинов одежды и обуви, обосновавшихся в торговых центрах, клиентов, — убежден Березин. Как пояснил эксперт, пик популярности ТЦ как формата торговли пришелся на 2011– 2014-е годы. — С тех пор они каждый год теряют в среднем по два процента трафика в год, — рассказывает Березин. — Причин много. Среди них, например, развитие интернет-торговли и сети магазинов у дома. Зачем, например, ехать в торговый центр за продуктами на неделю, как это было принято еще несколько лет назад, если те же продукты сейчас можно купить в магазине в 100 метрах от дома? Урбанист Григорий Мельник добавляет: — Сейчас, когда в Москве из-за кризиса освободилось много помещений на первых этажах, из торговых центров туда начнут перетекать магазины хозяйственных мелочей и бутики, торгующие недорогой одеждой и обувью. Тогда, надеюсь, Москва станет более похожа на уютные европейские города, где основная торговля не в громадных ТЦ, а рядом с домом. А вместо торгово-развлекательных центров люди будут ходить в парки, где тоже есть чем себя занять: и развлечения, и вполне приличные кафе. Игорь Березин, впрочем, считает, что хоронить ТЦ рано. — Их популярность может резко вырасти по самым экзотическим причинам. Ну, например, синоптики обещают аномально жаркое, как в 2010 году, лето. В этом случае, как и десять лет назад, в торговые центры москвичи будут ходить, чтобы просто охладиться, посидеть под кондиционером. А если, напротив, будут непрерывные, как в мае этого года, дожди, то будут ходить, чтобы не гулять под дождем во дворе или парке. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Виктор Кудрявцев, кандидат экономических наук, преподаватель МГУ: — Ситуация, я думаю, будет развиваться так. Сначала торговые центры начнут терять арендаторов. Из них съедут многие ювелирные магазины, а также бутики, предлагающие дорогую брендовую одежду, сувениры и аксессуары. В ближайшие месяцы, я думаю, перспектив у них очень мало. Затем на освободившиеся площади, которые, конечно, будут предлагаться с существенной скидкой, потянутся арендаторы из других ТЦ — менее раскрученных или просто более дорогих. И те, другие, продолжат пустеть. Возможно, их будут перепрофилировать под офисы или что-то еще. В любом случае число торговых центров несколько снизится. Останутся наиболее крупные, известные, предлагающие больше развлечений, ведь, например, ходить в кино и на фудкорты люди все равно продолжат. Читайте также: Эксперт рассказал о падении цен на брендовую одежду после пандемии

Части торговых центров придется сменить формат
© Вечерняя Москва