РЭЦ рассказал об инструментах поддержки для экспортеров
Единственным экспортным страховым агентством в России является АО «ЭКСАР» (входит в АО «Российский экспортный центр»), осуществляющее страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также российских инвестиций за рубежом от политических рисков. Как рассказывает директор по поддержке экспорта в химической отрасли АО «ЭКСАР» Наталья Яковлева, воспользоваться такого вида помощью могут в первую очередь российские предприятия-экспортеры, крупные предприятия, корпорации, малые и средние предприятия, иностранные финансовые и кредитные организации, факторинговые и лизинговые компании, экспортные кредитные агентства других стран, частые коммерческие кредитные страховщики. «Объем покрытия может быть 90% по коммерческим и до 95% по политическим рискам. Обязательства ЭКСАР обеспечены государственной гарантией РФ на сумму до $20 млрд сроком до 31 декабря 2042 года. При этом обращу внимание, что в соответствии с мандатом ЭКСАР не может поддерживать экспорт сырьевых продуктов (нефть, газ, уголь). Вся поддержка группы нацелена на поддержку экспорта несырьевого, неэнергетического сектора», – говорит Н. Яковлева. Что касается продуктов ЭКСАР, поддержать компании-экспортеры может, к примеру, страхование кредита поставщика. Этот инструмент предназначен для защиты российских компаний и их дочерних обществ за рубежом от риска неплатежа иностранного покупателя. Страховое покрытие распространяется на поставки, осуществляемые по контракту на условиях отсрочки платежа. Также Н. Яковлева называет страхование международного лизинга и страхование краткосрочной дебиторской задолженности. Страховой поддержкой для инвесторов может стать страхование российских инвестиций за рубежом от политических рисков. Что касается поддержки транспортировки промышленной продукции, получателями субсидии могут быть производитель продукции, аффилированное или уполномоченное лицо. Принимаемые к компенсации затраты по видам транспорта: для железнодорожного – аренда/предоставление подвижного состава, охрана вагонов, провозные платежи; для автомобильного – транспортировка на автомобиле, для водного – фрахт, для воздушного (только для фармотрасли) – использование активных авиационных контейнеров, прием груза у отправителя, обработка и хранение груза в аэропортах, авиафрахт, услуги перевозчиков и (или) экспедиторов, страхование груза и др. спецперевозчиками (для ювелирной отрасли). Цель субсидии – снижение затрат организаций на транспортировку продукции.