Готовь сани летом и систему отопления - тоже

Кто постоянно нас читает, помнят, что недовольство большинства потребителей, да и моё лично, так как я тоже получаю платёжки за немалую по площади квартиру, вызвало то, что в 2018 году по отношению к 2017-му, а потом в 2019-м году по отношению к 2018-му в большинство домов приходили корректировки с доплатой со стороны жильцов. По итогам 2018 года вообще получилось так, что во многих домах платить по нормативу стало выгоднее, чем по прибору учёта. Кто хочет, найдите наши февральские публикации 2019 года - там подробно всё расписано, даже с таблицей по типам домов. Тогда мы решили подождать ещё год. При этом напоминаю, что ещё в платёжку нужно приплюсовать деньги за обслуживание этого прибора - 600 рублей в год и более, которые при отсутствии счётчика человек просто не платит. То есть, если от прибора нет экономии 600 рублей в год по сравнению с нормативом, он просто бесполезен с точки зрения кармана потребителя. Давайте оценим ситуацию с этих позиций. Путаный счёт Закончился перерасчёт АО «ОмскРТС» по итогам 2019 года по отношению к 2018 году (известно, что абсолютное большинство домов получают тепло от этого поставщика услуг). По нашей просьбе руководитель СП «Теплоэнергосбыт» (подразделение «ОмскРТС» - ред.) Олег Хилько в лице начальника отдела Светланы Барсуковой подготовили для читателей таблицу, причём мы специально выделили дома постройки до 1999 года и после. Дальше поймёте почему. Скажу сразу: к сожалению, это тот случай, когда полученные данные только запутали всё дело. У меня сегодня нет ответа на главный вопрос: ставить счётчик или нет? Давайте посмотрим вместе. Всего в Омске 1540 домов с приборами учёта (напоминаю - это только дома «ОмскРТС» - без домов МП «Тепловая компания» и домов от небольших источников). Их них на 1071 доме произведён перерасчёт в пользу жильцов, но в то же время на 469 домах - в пользу поставщика тепла. Всего в пользу жильцов (то есть с минусом) произведён перерасчёт на сумму 181,74 миллиона рублей. С плюсом - в пользу поставщика тепла - пришли платёжки на сумму 31,59 миллиона рублей. Итого по городу в целом баланс в пользу жильцов на 150,15 миллиона рублей. Сумма впечатляет, конечно. Но с логикой опять не сходится. Ну не может так быть в принципе. Если зима была тёплой, не может быть перерасчёта в пользу поставщика тепла. Но справедливости ради приведу и другой пример. В 2019 году, когда мы все возмущались перерасчётом в плюс, более ста домов получили перерасчёт в пользу жильцов. Чего тоже не могло быть с точки зрения математики - зима была холоднее предыдущей. Что-то тут не то, а что не то - понять пока не могу. Может быть, читатели помогут. Думал и так и этак: если зима теплее, чем прошлогодняя, то показатель в плюс поставщику тепла не может быть теоретически. Логика может нарушиться в силу трёх причин. Первая - если на доме стоит автоматика и её перенастроили на большее сопло (то есть получили больше теплоносителя, чтобы было тепло). Но таких домов в городе вряд ли много. Вторая - если прибор учёта сломался и дал погрешность. Но и здесь вероятность этого мала - не на четырёхстах же домах он дал погрешность в одну сторону! И третье, что до конца не исследовал, но сделаю это обязательно. В нынешнем году впервые «ОмсРТС» и другие поставщики тепла делали перерасчёт по новой формуле. Раньше расчёт был, по крайней мере, прост: суммировали 12 месяцев за 2019 год (в данном случае), отнимали то же самое за 2018 год, остаток делили на площадь помещений дома и получали, сколько нужно вернуть или дополнительно получить с одного квадратного метра. Дальше - дело техники: умножали на площадь квартиры и получали цифру в «тринадцатой» квитанции на перерасчёт. Как помнят постоянные читатели (мы об этом писали), с прошлого года при перерасчёте начали учитывать индивидуальные квартирные приборы учёта тепла. В абсолютном большинстве наших домов советских лет постройки таких приборов нет, поскольку у нас разводка вертикальная (кто не знает - в новых домах она горизонтальная). И нет в старых домах дураков ставить на каждый стояк по прибору учёта - дороже выйдет. Но расчётная формула по постановлению № 354 изменилась, появилась составляющая ОДН на тепло. Может быть, из-за изменения расчётной формулы нас опять обдурили. Пока не знаю. Но объективно в целом по городу перерасчёт в пользу жильцов, то есть говорить о нецелесообразности приборов учёта преждевременно. Экономия есть - более 150 миллионов рублей. Что зависит от года постройки? А теперь давайте внимательно рассмотрим отличия двух строк таблицы: дома до 1999 года постройки включительно и дома с 2000 года. Разница существенная. На домах постройки прошлого века экономия значительно больше: здесь перерасчёт в плюс только у каждого пятого дома. В новых домах с 2000 года постройки - у каждого третьего. А по суммам получается вообще несопоставимо: перерасчёт «в плюс» на старых домах составил всего 7,72 миллиона рублей, а на новых домах - в три раза больше - 23,87 миллиона рублей. И это притом, что по количеству таких домов - 202 и 267 соответственно - различие не столь значительное. Иными словами, даже жители старых домов где-то и доплатили, то доплатили не так много. Но не спешите радоваться. Зато и минус на старых домах в пропорции на один дом в среднем меньше, чем на новых. На 662 старых дома приходится 98,18 миллиона рублей перерасчёта в пользу жильцов, а на 409 новых, где в большинстве домов есть индивидуальные приборы учёта тепла, сумма перерасчёта почти такая же - 83,56 миллиона рублей. Так что пока можно сказать определённо: новая формула как-то влияет на результат. По крайней мере, в том смысле, что при наличии ОДН на тепловую энергию амплитуда колебаний с минуса на плюс больше, чем при отсутствии на доме индивидуальных приборов учёта в квартирах старых домов. Неправильный норматив Напомним, почему таблица разделена на две строки именно по водоразделу 2000 года - с этой даты были введены новые нормативы на теплозащищённость ограждающих конструкций вновь вводимых домов. Как бы считается, что теперь стены теплее, чем были раньше. Ясно - бред, особенно в отношении «сталинских» домов. Там всяко стена толще и теплее. Но норматив для домов без счётчиков на новые дома меньше, и наши расчёты не раз показывали, что в таких условиях выгоднее жить без прибора учёта. Но на новых домах они уже стоят. Причина в неправильном расчёте норматива - он должен быть одинаков со старыми домами, как это и было до работы последней московской комиссии пять лет назад. Сейчас норматив на новые дома занижен, потому по нему зачастую (в зависимости от зимы) получается платить выгоднее, чем по прибору учёта. И последнее в этой части. В конце прошлой недели РЭК Омской области приняла приказы об утверждении так называемых льготных тарифов на тепловую энергию. Как известно, по федеральному постановлению процент повышения тарифов на коммунальные услуги в целом с 1 июля по региону может составить для Омской области в 2020 году 5 процентов. Напомним, что нашим руководителям не удалось, а может быть, и не захотелось отстоять меньшие значения, и Омская область получила одно из самых существенных повышений тарифов по стране. Для сравнения, в Новосибирске этот показатель составил 4,9 процента, в Тюмени - 4 процента. Но бывает так, что поставщики ресурсов доказывают в РЭК, что реально повысить тариф нужно на больший размер. Чтобы не нарушить интересы потребителей, в таких случаях РЭК утверждает так называемый льготный или социальный тариф - это тот тариф, который нам печатают в квитанциях, а разницу между экономически обоснованным и льготными тарифами поставщику услуг компенсирует областной бюджет. Расходы эти немалые - по 2019 году всего по области РЭК установила 205 льготных тарифов (не только на тепло), государство компенсировало поставщикам услуг выпадающих доходов на общую сумму 231,1 миллиона рублей. В 2020 году, по прогнозам РЭК, ожидается выплата из бюджета в размере около пятисот миллионов рублей. Другое дело, что если бы лучше проверяли сразу представляемые компаниями документы, может быть, и льготных тарифов бы не понадобилось - уложились бы в положенный процент роста. Так вот, что касается тепловой энергии с учётом изменения льготных тарифов, по нашим расчётам, получается рост платы для населения более 7,5 процента. А ведь отопление - самая значительная часть затрат жильцов, в деньгах вырисовывается приличная ежемесячная дополнительная нагрузка. Или это хитрость такая, чтобы после народного возмущения исправить ошибки? Про горячую воду Чтобы закончить про финансовые дела, кратко - про горячую воду. Часто в почте редакции бывают вопросы такого рода: почему в мае, октябре или сентябре в квитанциях по горячей воде указываются две строки: по открытой схеме и по закрытой схеме. Это касается домов, где горячая вода в зимний отопительный период вырабатывается непосредственно в самом здании - в теплообменнике, из холодной воды, и в летний период, когда бойлер работать технически не может, раз нет высокой температуры теплоносителя, горячая вода поступает в краны напрямую по так называемому открытому водоразбору - прямо из отопительной трубы. На старых домах, как у нас, вообще этого бойлера отродясь не было, да мы и не хотим - зато вода всегда горячая. Так вот: тариф на горячую воду при закрытом и открытом водоразборе разный. Потому и две строки в квитанциях в том месяце, когда начался или завершился отопительный сезон. И так будет всегда на домах с бойлерами. Кто ставит бойлер, всегда поясняю преимущества: горячая вода будет чистой, без химических примесей и грязи из трубопроводов, плюс стоить она будет несколько дешевле, чем при открытом водоразборе. Ведь действительно, ТЭЦ должна этот теплоноситель подогреть, поставить к нам за десять километров, а в бойлере - вот она - в подвале приготовилась, потому и дешевле. Часто задают вопрос, как сделать, чтобы бойлер работал и летом. Это можно сделать, только дорого - нужно заменить кабель от подстанции на более мощный и установить электроподогрев на летний период. При этом ОДН на электроэнергию значительно возрастёт, зато за ГВС платы вообще не будет. Решать вам.

Готовь сани летом и систему отопления - тоже
© Новый Омск