Войти в почту

Книжная индустрия в период пандемии. Как поддержать книжную розницу?

Удалось ли участникам книжного рынка воспользоваться мерами господдержки в условиях кризиса? Как поддержать книжную розницу? Как восстанавливать коммуникации с покупателем? Какие совместные акции могут быть наиболее эффективными в текущей ситуации? Для того чтобы проанализировать актуальную ситуацию на книжном рынке, Российский книжный союз, Ассоциация книгоиздателей России, Ассоциация книгораспространителей независимых государств совместно с журналами «Книжная индустрия» и «Университетская книга» провели оперативный опрос, посвященный ходу реализации мер государственной поддержки книжной индустрии. В опросе приняли участие 180 компаний книжной отрасли. Из них 21% ответили, что им было отказано в господдержке и 30% признались в том, что меры поддержки для их предприятий не предусмотрены. Таким образом, 51% респондентов не получили и не могут рассчитывать на государственную поддержку своего бизнеса в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Из всех опрошенных только 38% малых и средних предприятий зарегистрированы по ОКВЭДам 58.11 и 47.61 и могут воспользоваться комплексом мер поддержки, предусмотренных для малых и средних предприятий в пострадавших отраслях экономики. Однако, на текущий момент только 44% из этих предприятий уже получают комплекс мер господдержки. Постановления Правительства № 540 от 18.04.2020, №696 от 16.05.2020 и №745 от 26.05.2020, опираясь на единичные ОКВЭД, сформировали узкий коридор для получения кредитной помощи компаниями книжной отрасли, что стало поводом для множества отказов. Находятся и другие причины затягивать рассмотрение заявок банками, иногда совершенно необоснованные. С конца марта 2020 года, из-за вынужденного закрытия книжных магазинов, российские издатели ежемесячно теряли около 70% дохода. В июне озвученный ранее прогноз можно только подтвердить – к концу года книжный рынок может сократиться на 25% от выручки (примерно на 15 млрд руб.), а уже к третьему кварталу мы можем не досчитаться десятка игроков. Опрос и статистика, озвученная участниками встречи, ясно показывают, что на фоне ослабления карантинных мер книжный рынок не перешел к восстановлению, а продолжил падение. Причина – в низкой покупательской активности, что приводит к отсутствию положительной динамики в продажах книг. На сегодняшний момент остаются закрытыми до 40% книжных магазинов. Наименее же от кризиса пострадали те розничные операторы, которые работают в регионах, где книжные магазины закрывались на короткий срок. По мнению президента издательской группы «Эксмо-АСТ», вице-президента РКС Олега Новикова текущая ситуация на книжном рынке не внушает оптимизма. Но если все компании отрасли предпримут определенные совместные меры, уже в сентябре и октябре можно будет увидеть положительную динамику. «Сейчас не время обмениваться взаимными претензиями, а время вместе искать совместные решения. Мы предлагали книжным магазинам ряд мер по снижению цены, дисконтные процедуры, но многие наши партнеры высказали неготовность и нежелание прикладывать усилия для восстановления спроса. Мне кажется, акции будут более эффективными, если их проводить в федеральном масштабе со всеми заинтересованными издательствами. Важно не сидеть сложа руки и не ждать, когда читатели вернутся в книжные магазины сами по себе», – считает Олег Новиков. Леонид Палько, генеральный директор издательства «Вече», управляющий вице-президент РКС рассказал о том, что Российский книжный союз планирует составить официальное письмо в адрес Правительства Российской Федерации с просьбой дать издательствам, книжным магазинам и другим игрокам рынка возможность уточнить коды ОКВЭД, из-за которых многие компании получают отказы в господдержке. Также требует вмешательства ситуация с льготным кредитованием – претенденты на него сталкиваются с множеством проблем. Михаил Иванцов, генеральный директор объединенной розничной сети «Читай-город-Буквоед», рассказал о том, что потери сети в результате кризиса уже превысили 3,6 млрд рублей, а в целом объем потерь может вырасти до 5 млрд. «Нас отнесли к системообразующим предприятиям отрасли, но реальной помощи мы пока не получили. К тому же на данный момент остаются закрытыми около 30% магазинов сети», – говорит Михаил Иванцов. Также он отметил позитивную роль книжного фестиваля «Красная площадь», который был проведен в июне 2020 года, и призвал коллег принимать участие в федеральных акциях, которые «поднимают имидж книжных магазинов» и возвращают в них читателей. Борис Мусташкин, генеральный директор и совладелец книготорговой сети «Дом книги» и «Книга+», рассказал о том, что на сегодняшний день 10 из 52 магазинов сети закрыты и выручка в июне составила 77% от показателей июня прошлого года. Несмотря на полученную господдержку – льготные кредиты – магазины испытывают ряд проблем, связанных с расчетами с поставщиками, формированием фонда заработной платы и платой за аренду торговых помещений. «Сегодня нам важно зафиксировать условия работы и сотрудничества. Увеличивать ротацию продукции, в том числе и за счет нового ассортимента», – говорит он. По мнению Бориса Мусташкина, регулярные запланированные акции в книжной рознице сыграют позитивную роль – читатели будут к ним привыкать и приходить в магазины. Анатолий Норовяткин, директор по дистрибуции издательства «Эксмо», рассказал о потерях книжных магазинов, которые в среднем составили в кризис 60-70%. Восстановление продаж в июне идет довольно медленными темпами и составляет порядка 10-15%. При этом мелкий и средний бизнес восстанавливается быстрее и его потери не так значительны и составляют в среднем 20%. На фоне низкого траффика в большей части магазинов сформирован товарный запас, который не пополнялся новинками 2-3 месяца. В этих условиях важнейшую роль играют масштабные акции, направленные на возвращение читателей в книжные магазины. Участие всех издательств и всех книжных магазинов в федеральных акциях позволит распродать товарный запас, вернуть трафик на докризисный уровень и создать прямые коммуникации с покупателями – узнать их интересы и возможности. По мнению Анатолия Норовяткина, в новых условиях выстраивание коммуникаций с покупателями и читателями необходимо реализовывать по омникальной модели работы. Среди ближайших задач игроков рынка – разработка эффективных маркетинговых программ, в том числе создание отраслевого календаря, ротация ассортимента, новые форматы взаимоотношений с поставщиками и реструктуризация долговой нагрузки, развитие профессиональных компетенций. Сергей Макаренков, генеральный директор ИГ «РИПОЛ классик», уверен: «Главная задача – вернуть покупателя в книжные магазины. Но как читателю снова почувствовать магию книжного магазина?..» Большую поддержку, по мнению Сергея Макаренкова, могут оказать федеральные акции, организованные по принципу проектов «Библионочь» или «Ночь в музее», с привлечением социальной рекламы. По мнению Надежды Михайловой, президента Ассоциации книгораспространителей независимых государств, генерального директора ГУП ОЦ «Московский Дом Книги», при проведении книжных акций важна эмоциональная составляющая. Людям важно вернуться в книжные магазины. «Так, уже в первые минуты после открытия наших магазинов после кризиса были совершены первые покупки». Для МДК, как и многих других книготорговых сетей, важно получить господдержку, однако пока на этом пути возникает множество трудностей. О схожих проблемах говорила и Татьяна Ларина, коммерческий директор книготорговой компании «Амиталь». Магазины сети в период кризиса потеряли до 70% от выручки прошлого года. По мнению Татьяны Лариной, при отсутствии поддержки со стороны государства, представители книжного рынка должны в первую очередь консолидироваться и рассчитывать на собственные ресурсы. Так, в преддверии начала учебного года, в течение лета, может быть интересной масштабная акция, связанная с детской литературой. «Мы не уехали в отпуска, дети не уехали на каникулы. Нам интересен весь ассортимент детской литературы, при этом маленькие издательства мы готовы поддержать и взять на себя», – говорит она. Одна из важнейших задач, которая стоит перед издателями – сокращение разрыва между ценами на книги в онлайн и офлайн рознице, она не должна превышать 15-20%. Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо» рассказал: «Мы провели работу по ценообразованию с интернет-каналами и постарались сократить разрыв между ценами в онлайн и офлайн каналах, ситуация по книгам «Эксмо» сейчас лучше. Давайте разошлем отраслевой календарь через РКС всем издателям и предложим присоединиться к федеральным акциям. Также Евгений Капьев подчеркнул, что книжные магазины должны заботиться о читателе, его здоровье и безопасности и показывать это.

Книжная индустрия в период пандемии. Как поддержать книжную розницу?
© Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям