Леонид Барышев: "Мы видим, что на рынке назревает ситуация для хороших сделок"

Пандемия не позволила "Эссен Продакшн АГ" зайти на рынок круп, но дала возможность для маневра со сделками M&A "Эссен Продакшн АГ" накануне в Набережных Челнах отчитался о результатах работы 2019 и пяти месяцев 2020 года, которые вкратце можно описать, как позитивные — как на внутреннем рынке, так и на внешнем наблюдается рост продаж. Вместе с тем, в холдинге задумались о дальнейшей диверсификации бизнеса, увидев в кризисе привлекательные возможности для слияния и поглощения других компаний. А также готовятся строить современный торговый центр, который станет частью существующего комплекса на проспекте Яшьлек в Набережных Челнах. Снова рост В 2019 году "Эссен Продакшн АГ" получил чистую прибыль в 752,5 млн рублей. Годовой оборот компании вырос по сравнению с 2018 на 2,5 млрд рублей, достигнув 23,26 млрд рублей. По словам генерального директора холдинга Леонида Барышева, в результате они заплатили рекордно большую за последние 10 лет сумму налогов в бюджеты всех уровней — 2,15 млрд рублей. В "плюсе" компания идет и в непростом 2020 году — за январь-май прирост наблюдается по всем группам товаров, в результате чего общий показатель объема продаж увеличится на 11,27% относительно аналогичного периода 2019 года. В холдинге констатируют, что из всех категорий в марте, когда начался карантин, просели продажи майонеза, но уже в апреле повышенный спрос это компенсировал. Руководитель отдела разработок и новых проектов АО "Эссен Продакшн АГ" Екатерина Курылева прогнозирует, что в дальнейшем спросом продолжит пользоваться товар из среднеценового сегмента, в котором и работает компания, поскольку среди пользователей наблюдается тренд на экономичность. Еще один тренд — уход от так называемой "натуральности" в виде добавок в соусы авокадо в сторону привычных, удобных для домашней готовки блюд. Планы VS пандемия Помимо небольшой просадки продаж майонеза в марте , пандемия повлекла за собой гораздо более серьезные последствия — изменение планов и переустройство рынка. Так, например, в апреле сообщалось, что "Эссен" обсуждает возможность покупки ООО "Арчеда-продукт", занимающейся производством хлопьев и круп. Как пояснил Леонид Барышев в ответ на вопрос "Реального времени", в начале года холдинг рассматривал пять сделок, три из которых — B2B, но коронавирус внес свои корректировки в планы. В свою очередь с "Арчеда-продукт" действительно велись переговоры. — Мы действительно провели в феврале ряд переговоров, за весну должны были протестировать совместный маркетинговый проект нашего бренда в новых товарных категориях — злаковых. В связи с коронавирусом ситуация переигралась, — комментирует Барышев. По его словам, ритейлер не нашел места на полке для тестирования новинки. Изменились и сами планы компании. В начале года она собиралась интегрировать джемы "Эссен Продакшн АГ" в каши с фруктами и овощами. Сейчас планы в соответствии со спросом изменились — в случае успешных переговоров с партнерами на рынке в порядке теста могут появиться упаковки каш на 500 грамм в разных ценовых категориях. Леонид Барышев акцентирует внимание следующем: холдинг пока не имеет никакого отношения к новостям о том, что в ФАС поступило ходатайство о продаже "Арчеда-продукт", но не исключает, что в ближайшие годы "Эссен" инициирует свои инфоповоды, связанные со сделками по слияниям и поглощениям — Пока все друг к другу присматриваются, но не готовы делать громких заявлений. Мы видим, что на рынке назревает ситуация для хороших сделок, поэтому вполне вероятно, что в 2020-2021 годах мы тоже будем проскакивать в этих строчках. Путь товара: от модернизации производства до активной рекламы Чтобы развиваться, холдинг продолжает вкладываться в свою инфраструктуру. Только в кондитерское производство в сегменте сложных шоколадных конфет "Эссен" инвестировал 2,7 млрд рублей (общая сумма инвестиций группы уже превысила 8 млрд). В результате на предприятии в 2019 году запустили три новые производственные линии, что позволило увеличить объемы производства на 30,5%. Заместитель гендиректора "Эссен Продакшн АГ" Александр Цыпленков говорит, что еще 200 млн рублей потребовалось на модернизацию цехов соусного производства. Кроме того, в прошлом году был построен новый распределительный центр на 5,2 тысяч квадратных метров, который запустят в работу через месяц. Благодаря модернизации на рынок выходят новинки. Так, в 2019 году продуктовая линейка пополнилась более 20 товарами, среди которых — конфеты, соусы и джемы. Вместе с тем, любая новинка на конкурентном рынке требует дополнительных затрат на рекламу и маркетинг, чтобы о ней узнали потребители, констатирует Леонид Барышев. — Первый год каждая позиция, которая выходит на рынок, планово убыточна. Порядка 50% от объема продаж будет направлено на развитие этого рынка, то есть мы стимулируем интерес к этому продукту. Дальше все зависит от объемов продаж. Например, наш знаменитый бренд [конфет] "35". Первые три года мы не получали с него прибыли, на сегодня — это флагманский проект, "лицо", которое позволяет приходить на переговоры с ритейлером узнаваемым, — делится нюансами работы генеральный директор компании. Чтобы завоевать свою нишу на рынке, только в прошлом году холдинг вложил в рекламу продуктовых линеек более 1 млрд рублей. Наибольшую долю здесь заняло ТВ. По словам Барышева, сейчас они изучают методы продвижения в социальных сетях и собираются объявить тендер на оказание соответствующих услуг, поэтому ждут новых партнеров для сотрудничества. Особенный Китай и расширение рынков для экспорта Одной из точек роста в компании видят внешнеэкономическую деятельность. "Эссен" экспортируют свою продукцию в 32 страны и в 2019 году прирост по объему экспорта составил 11% по сравнению с 2018 годом. С Ираком, Черногорией, Италией и Норвегией договорные отношения появились в 2019 году, а в перспективе перечень стран может расшириться до Кореи, Тайланда и Канады. Сейчас в компании также продолжают разрабатывать индивидуальный продукт для Китая, где специфика рынка диктует свои правила. Так, перед специалистами стоит задача выпустить конфеты, в которых на 30% меньше сахара, чем в обычном продукте холдинга. Из супермаркета — в семейный ТЦ После пресс-конференции журналистам показали в Набережных Челнах торговый центр на проспекте "Яшьлек", в котором заканчивается реконструкция. По словам директора "Эссен Девелопмент" — департамента коммерческой недвижимости АО "Эссен Продакшн АГ" Елены Стрюковой, стоимость работ составила 74 млн рулей. На эти деньги там обновили напольное покрытие и освещение, установили современные стеклянные витрины для арендаторов и укрепили крышу, к которой в дальнейшем примкнет вторая очередь ТЦ. Из гипермаркета "Эссен" объект превратился в семейный ТЦ ежедневного спроса с якорным арендатором в виде супермаркета. На текущий момент там свободно 30% площадей. Через два года планируется сдать вторую очередь ТЦ — его спроектировала известная международная компания Cushman&Wakefield. В трехэтажном здании помимо магазинов разместятся большой кинотеатр, коворкинг, развлекательная зон, рестораны и кафе. А пока жителям Набережных Челнов обещают привести модные бренды, которые еще не представлены в городе. Для удобства посетителей уже сейчас работает парковка на 2 тысячи мест. Интересно, что существующему ТЦ не пришлось столкнуться с тягостными последствиями пандемии, но эти последствия коснулись других объектов холдинга, которых в 27 городах России насчитывается 40 штук. Если в апреле арендаторам сделали скидку в 50%, то в последующем, чтобы их сохранить, арендные платежи пришлось убрать совсем, оставив только покрытие эксплуатационных затрат. — Речь обо всем портфеле "Эссен Продакшн". Мы поддерживаем арендаторов и очень надеемся, что и нас, как арендодателей, не оставят без мер государственной поддержки, потому что мы тоже несем потери, — посетовала Елена Стрюкова.

Леонид Барышев: "Мы видим, что на рынке назревает ситуация для хороших сделок"
© Реальное время