Статус - онлайн: как цифровизация меняет жизнь вологжан?
Сходить в магазин, на семинар, оплатить услуги ЖКХ и оформить страховку, не выходя из дома, - теперь реальность. Технологии изменили наш быт и рабочие процессы, а во время самоизоляции стали настоящим спасением. Все на дому В 2020 году на Вологодчине дистанционно (через смартфон или компьютер) совершается 9 из 10 банковских операций. Наиболее популярна оплата коммунальных услуг. «Я давно оплачиваю «коммуналку» через приложение. Для этого нужно отсканировать QR-код на квитанции с помощью Сбербанк Онлайн, приложение автоматически подставит в форму необходимые реквизиты, останется только подтвердить платеж. Нравится, что смартфон сохранит чеки, если потребуется, я всегда смогу их найти и распечатать», - говорит вологжанка Тамара Пешкова. Сейчас услуги ЖКХ из дома оплачивает более 80 % россиян. Для еще большего удобства можно настроить автоплатеж - ежемесячно с карты будут списывать фиксированную сумму за ЖКУ, интернет или мобильную связь. При необходимости за сутки до проведения операции оплату можно отменить. В условиях самоизоляции многим вологодским ресторанам, кафе и даже продуктовым магазинам пришлось экстренно открывать сервис доставки. Сегодня через сайт покупатели могут выбрать товар, его количество, а также расплатиться с помощью банковской карты. «Не думала, что буду заказывать еду из супермаркета домой, это, скорее, привилегия жителей мегаполиса. Но коронавирус изменил многое в нашей жизни. Теперь я могу с помощью смартфона оформить заказ, еду привезут в течение дня. Выходить из дома не нужно, можно удаленно оформить доставку для моих пожилых родителей», - говорит вологжанка Елена Гаврилова. В последнее время нагрузка возросла и на онлайн-магазины одежды, обуви, интерьера. Некоторые сервисы работают с доставкой на дом, у других открыты точки выдачи в разных микрорайонах Вологды. Оплатить товар можно онлайн. В компаниях, где подключен интернет-эквайринг, достаточно навести смартфон на QR-код. Этот сервис удобен и клиентам, и бизнесу, ведь при онлайн-эквайринге не нужно приобретать специальное торговое оборудование. Банк в кармане Локомотивами цифрового развития, по словам экспертов, остаются банки. Они первыми внедряют новые технологии, разрабатывают удобные приложения для оплаты. Так, уже используется биометрическая идентификация клиента, то есть по голосу и снимку лица. Финансовые организации всегда следят за безопасностью операций. Поэтому в 2020 году дистанционно можно без сомнений оформить кредит и сделать вклад. «Во время карантина решила пройти онлайн-обучение дизайну, а для этого потребовался кредит. Оформила его с помощью мобильного приложения банка. Все шаги оформления были понятны, документацию с условиями читала по указанным ссылкам. Удивилась, что одобрили и оформили кредит в течение дня, даже не пришлось идти в банк. Сейчас ежемесячно в телефоне отслеживаю, какая задолженность на счету и погашаю онлайн», - говорит вологжанка Дарья Ермолова. Во время самоизоляции вырос интерес и к страховкам. Когда все находились дома, был риск протечек, пожаров и других происшествий, поэтому многие вологжане поспешили застраховать свое имущество. Сделать это, как и оформить полис ОСАГО, тоже можно в личном кабинете интернет-банка. В 2020-м никого не удивишь онлайн-ипотекой. С введением жилищного кредитования под 6,5 % в банки начали поступать многочисленные заявки от желающих приобрести квартиру в новостройке. По льготной программе в Сбербанке вологжане уже оформили жилищных кредитов на 300 млн рублей, часть из них – не выходя из дома. Востребованность банковских онлайн-услуг объясняется тем, что это удобно: нужен только ноутбук или смартфон. Так как «дистанционка» только завоевывает доверие людей, многие организации делают подарки онлайн-клиентам. Например, при электронной регистрации сделки с недвижимостью через онлайн-сервис «ДомКлик» до конца июня этого года действует скидка на ставку по ипотеке – 0,3 процентных пункта от годовой. Мошенники тоже онлайн С развитием удаленных сервисов оплаты нельзя забывать о безопасности. Чтобы не допустить утечки личной информации и хищения средств со счета, специалисты советуют установить антивирус. Не стоит также переходить по ссылкам странных доменов и скачивать приложения, которые запрашивают очень много возможностей в телефоне и в которых вы не уверены. Не рекомендуется сохранять данные банковских карт на сайтах при оплате. Наиболее распространенной схемой обмана является «звонок из банка». Злоумышленники представляются «сотрудником службы безопасности» и под предлогом «защиты» ваших средств просят сообщить данные карты, пароли для входа в личный кабинет или проведения оплаты на сайте. Это делать ни в коем случае нельзя, банковские служащие никогда не будут интересоваться такой информацией. Лучше сразу закончить разговор и перезвонить по номеру, указанному на оборотной стороне вашей банковской карты. Аналитики говорят, что в 2020 году число мошеннических схем растет в связи с пандемией коронавируса. По итогам 2019 года было остановлено проведение около 2 млн подозрительных операций, спасено 39,7 млрд рублей. За менее чем полгода 2020-го в Сбербанке уже сберегли 20 млрд рублей от дистанционных мошенников. В Банке России настаивают, что наряду с освоением банковских инструментов каждый должен повышать уровень своей финансовой грамотности. Создано большое количество обучающих сайтов, видео, приложений и даже игр, которые позволят легко погрузиться в безопасный мир денег. Один из них - сайт Финансовая культура.