ФАС подготовила новое определение монополий. Оно может коснуться "Газпрома" и "Транснефти"

МОСКВА, 16 июля. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует изменить определение естественной монополии, это может коснуться "Газпрома", "Транснефти", РЖД. Об этом заявил глава ФАС Игорь Артемьев в программе "Диалог" на канале "Россия-24". "В мире давно уже понятие естественной монополии сформулировано совершенно по-другому. И мы сейчас вот в так называемом пятом антимонопольном пакете, в законах, которые мы готовим, мы хотели бы дать другое определение естественной монополии", - отметил Артемьев. Глава ФАС пояснил, что ведомство хотело бы дать определение монополии, которое в Европе постепенно набирает силу: линейный протяженный объект, создание альтернативы которого экономически нецелесообразно, и объект инфраструктуры. "То есть, когда ты говоришь об инфраструктуре, что мы хотим сейчас, разрушив закон о естественных монополиях, сделать? Мы хотим признать: понятие естественной монополии сохранится вот с таким определением - собственно в самом "Газпроме" естественной монополией только газовую трубу, в "Транснефти" - только саму трубу. Значит, в железных дорогах - мосты, шпалы, тоннели, но ни в коем случае не ремонты и все прочее, что сопровождает перевозки", - отметил он. Артемьев также считает, что назвать естественной монополией Внуково, Шереметьево и Домодедово - "это просто бред", или порты на Дальнем Востоке или на Черном море, принадлежащие разным группам лиц, разным собственникам. "Они как сумасшедшие конкурируют за потребителя, за перевозку товаров", - подчеркнул глава ФАС. "Если мы только совершим эту реформу через нацплан [развития конкуренции] до 2025 года, то у нас появятся огромные возможности у самих монополий, часть из них перестанет быть естественными монополиями, просто останутся доминирующими субъектами, уйдут из-под жесточайшего контроля", - добавил Артемьев. При этом сохранится антимонопольный и тарифный контроль почти по всему периметру, где это нужно, но станет возможным привлечение частных инвестиций. "Можно будет продать, условно говоря, в РЖД там 49%, если будет надо, и ничего страшного не произойдет. Да, контроль отдавать им нельзя над инфрастурктурными монополиями. Тогда нужно будет посмотреть на госкорпорации, зачем они в таком виде существуют, каким имуществом они обладают", - указал глава антимонопольной службы.