Курские дураки и дороги. Что или кого менять?
КОМИТЕТ АВТОДОРОГ РЕШИЛ ЗАСУДИТЬ УФАС ЗА РЕШЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ВОРОНЕЖСКИХ ФИРМ Председатель областного Комитета транспорта и автодорог Владимир Муравьев не допускает «чужаков» до аукционов всеми правдами и неправдами. Дорожный сезон в Курской области начался с невероятного скандала: отменены аукционы на ремонт и строительство дорог на общую сумму свыше 500 миллионов рублей. Всего по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» («БКАД») в Курской области должно быть освоено 2,5 миллиарда рублей. То есть проведение 20% дорожных работ по нацпроекту под угрозой срыва. Почему Комитет транспорта и автодорог Курской области допустил такой коллапс? Попробуем разобраться. В начале 2020 года было проведено свыше двадцати электронных аукционов по «БКАД». Заказчик, ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автодорог», составил аукционную документацию таким образом, что из-за требований к материалам допущены к участию могли быть только местные, курские фирмы. Двигало ли Заказчиком чувство регионального патриотизма, или это было не очень умное указание свыше? Сказать сложно, но таким образом был грубо нарушен принцип единого экономического пространства РФ. Разумеется, иногородние участники подали в Управление антимонопольной службы по Курской области жалобы (всего более десятка) на недопуск их к участию в аукционе. УФАС признала действия Заказчика необоснованными и обязала его допустить отвергнутых кандидатов. Но вместо того, чтобы смиренно склонить голову и выполнить предписание государственного регулирующего органа, комитет автодорог решает подать на УФАС в арбитражный суд Курской области. И это при том, что время начала дорожных работ и так уже упущено. Событие чрезвычайное – в прошлом этот комитет с УФАС не судился ни разу за всю историю. А тут прямо серийное разбирательство. К тому же, суды - дело не быстрое, и если одна из сторон захочет процесс затянуть, то чтобы освоить федеральные деньги, асфальт придется класть в осенний дождь, а то и в снег. К сожалению, дорожные работы – это не строительство, которое при нужде можно и до 31 декабря продолжать. Их надо завершать в сентябре, если повезет с погодой – в первой декаде октября. А заседания судов могут продолжаться до полугода, и не факт, что решения будут вынесены сразу. А новые аукционы, дай Бог, к августу провести. Ну а затем - аврал. Кому выгоден такой «план» дорожных работ? Чье упрямство возобладало над здравым смыслом? Ответ на этот вопрос, мы надеемся, дадут сотрудники правоохранительных органов. Пока же проверка не проведена, хочешь-не хочешь, но спрос с председателя комитета транспорта и автодорог Курской области Владимира Муравьева. Ведь, как ни крути, именно он – главный в регионе по этой тематике. Более того, на свою нынешнюю государственную должность перешел прошлым летом как раз с позиции руководителя того самого ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автодорог», которое и выступало Заказчиком сорванных аукционов, и ему ли не знать, как работает эта «кухня». К слову, за все время пребывания Муравьева в Курске никто не поинтересовался его трудовой биографией, нет ее и на официальном сайте администрации области. Все, что известно о Владимире Александровиче, что перед тем, как начать работу в нашем регионе в 2018 году, он десять лет работал в Северо-Западном управлении «Автодора», где дослужился до должности замначальника, или даже начальника. Засекреченность биографической информации о чиновнике такого уровня навевает на грустные мысли. С приходом Муравьева сотрудники подведомственных отраслей сразу почувствовали на себе изменения правил игры и новые методы работы. Сначала не состоялся конкурс по обслуживанию переносных камер видеофиксации – «треног» - и они исчезли с курских улиц. Затем была странная попытка заставить всех таксистов проходить лицензирование. Причем, получать их предлагалось через всего лишь два агрегатора – такси «Везет» и «Яндекс.Такси». То есть, Муравьев по сути выступил лоббистом двух крупнейших структур. При этом интересы простого человека, который если остался без работы — идет таксовать, а в данном случае рисковал остаться без последнего куска хлеба, абсолютно игнорировались. Был и еще один загадочно-анекдотичный эпизод позапрошлой зимой. Когда Муравьев был еще руководителем ОКУ и привез в Курск снегоплавильную установку. Напомним, тогда она постояла-поработала в центре города, а потом внезапно исчезла без каких-либо вменяемых объяснений. Даже сам Старовойт не знал, куда она делась. Во что это обошлось бюджету, не уточнялось. Сама-то установка приехала бесплатно, и начинала качать деньги из бюджета. Ах, какая была гениальная идея: снег превращается в воду, вода сливается в канализацию (вот прямо по поговорке: концы в воду) и на все это списываются средства, которые потом ни одна счетная палата не найдет... Но вернемся к более недавней ситуации с торгами. Еще в конце прошлого года были проведены три дорожных аукциона на суммы 72, 104 и 206 миллионов рублей (тоже по нацпроекту «БКАД» и тот же Заказчик – «Комитет автодорог», - прим.авт.), на которые заявились «заморские гости» с Востока. Не слишком издалека – ООО «Газ ресурс» и ООО «Дорстрой» представляют соседнюю Воронежскую область, где, к слову, число дорог, соответствующих нормативам, ровно в два раза выше, чем в Курской области. Воронежские фирмы не какие-то пустышки, а являются известными участниками рынка, за плечами которых успешный опыт дорожного строительства почти по всему Черноземью, в том числе в Липецкой и Тамбовской областях. По итогам аукционов, воронежцы выиграли два лота из трех: «Дорстрой» на 206 миллионов рублей, «Газ ресурс» на 72 миллиона рублей. При этом последняя компания при розыгрыше еще одного лота на 104 миллиона рублей заняла второе место. Однако, при более углубленной проверке Заказчик вдруг решил, что заявки «Газ ресурса» и «Дорстроя» нарушают статью 46 «Крупные сделки» Федерального закона 14-ФЗ «Об акционерных обществах». Комиссия утверждала, что участниками в составе заявок были прикреплены просроченные решения об одобрении крупной сделки. Якобы, солидные контракты в прошлом они заключали более года назад, а потому – не могут быть считаться победителями. Но Заказчик почему-то не стал до конца дочитывать положения этой самой статьи 46, а зря. Дело в том, что часть 7 этой статьи разъясняет, что если у общества единственный учредитель, и при этом он является гендиректором, то положения статьи 46 к нему вообще не применяются. Зачем самому у себя каждый раз спрашивать? Это не бизнес, а дурдом какой-то получится! Но до абсурда ситуацию довели как раз курские заказчики. Воронежцы подали жалобу в УФАС на все три конкурса и выиграли по каждому из исков. Но комитет автодорог Курской области решил взять правосудие в свои руки. Причем, там, где воронежцы заняли второе место, и где решение УФАС ничего не меняло принципиально, чиновники согласились с доводами антимонопольной службы. А там, где воронежцы победили, решили судиться. То, что в обоих случаях приводились одни и те же доводы, их не смутило! Вообще-то областное казенное предприятие «Комитет автодорог» - это не частная лавочка, которая может вести себя как капризная девочка в песочнице: «С этим играю, а с этим не играю». «Здесь считаем, а здесь не считаем». Одной из необычных особенностей проведения дорожных аукционов в Курской области является авансирование бюджетом аж 60 процентов от окончательной суммы контракта. Казалось бы, очень хорошо - на выгодных условиях можно получить оптимальную цену и сэкономить бюджетные средства. Но, на самом деле, это довольно противоречивая схема. И в этом странном расточительстве Курская область впереди планеты всей. Обязательным условием участия в конкурсе является банковская гарантия. А это - платная услуга. И если господряд без авансирования, то банковская гарантия обойдется подрядной организации в сумму около двух процентов от начальной стоимости конкурса. Но банки гораздо строже относятся к подряду с авансовой суммой. А вдруг ты получишь деньги и сбежишь? Или получишь и сделаешь работу некачественно? В этом случае ответ держать придется банку. Неудивительно, что цена такой гарантии увеличивается в разы. Может и до семи процентов доходить. И все это ложится в цену асфальта. Никто в России больше такое авансирование не применяет. Максимум - 30%, и то в особо оговоренных случаях. И, конечно, такие огромные деньги «сподручнее» распределять среди своих. Основными соперниками воронежских строительных фирм стали хорошо известные курские строительные организации Солнцевское ДЭП, Льговское ДЭП и Суджанское ДРСУ №2, имеющие в сочредителях «Комитет автодорог». Их даже часто называют «дочерними организациями». Но что это тогда за конкурс такой, где головная контора распределяет средства между «филиалами». Что там делать чужим? Полная профанация. А если кто попытается эту игру в одни ворота прервать, ему жестко указывают за дверь, что и случилось с воронежскими фирмами. И неплохо бы налоговикам и правоохранителям поинтересоваться, где в конце концов оседают эти средства. Ведь, согласно открытым данным, «Суджанское ДРСУ №2» заключило с комитетом автодорог в общей сложности 136 контрактов на общую сумму 8,7 миллиарда рублей и при этом имеет постоянные убытки . У «Солнцевского ДЭП» - 52 контракта на 1,6 миллиарда рублей. И, наконец, «Льговское ДЭП» заключило с областными дорожными службами 26 контрактов на общую сумму 765 миллионов рублей. А область продолжает получать убытки. И, это наводит на мысли, что деньги закатываются прямо в асфальт. Кстати, с обновлением спецтехники у этих, все еще советских по уровню оснащенности, фирм – беда. Но еще хуже с современными асфальтовыми заводами – их у местных фирм просто нет. Тем не менее, им – зеленый свет, а компаниям из других регионов — полный «стоп» и подробное знакомство с негативной стороной работы административного ресурса. Вероятно, предкомитета Муравьев воспринял обращение воронежцев в УФАС, да еще и выигранное ими дело, как некое личное оскорбление, и решил вести войну до победного? А, может, все гораздо проще, и решение лежит в чисто финансовой плоскости?.. Как бы там ни было, если история с судами до желанного триумфа продолжится, то как бы после победы, в которую так верят в комитете, его местным убыточным «любимчикам» не пришлось класть асфальт… в снег. В этом поведении курских чиновников нет ничего рационального, кроме желания нагнуть серьезного, но строптивого инвестора, а заодно показать, кто в доме хозяин. Вот только нужны ли региону такие «временщики»? Думаем, нет. Поскольку едва ли после этой истории на курское дорожное строительство, да и не только на него, обратят внимание новые инвесторы. А тогда кто у нас будет заниматься вечным ямочным ремонтом - Волк из «Ну, погоди»?.. Александр Круцков Читайте также: Губернатор назвал бездарной работу комитета транспорта и дорог Курской области Под Курском «генералы песчаных карьеров» разрушают ландшафт ради дороги В Курской области сохранились дороги XIX века? Курская объездная будет вся расширена до четырёх полос